Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Посещаете ли Вы форум сайта?
Да
Нет
Иногда
Очень редко
 

Лучшие статьи
Теги

Сказки рядом

28.01.09 | 4449 | крис | Категория: Воспитание и развитие, Психология |

Сказки рядомЗнаете ли вы ребенка, не знакомого со сказкой? Почему на протяжении веков из поколения в поколение тянется традиция рассказывать малышам эти странные истории? В чем их смысл? И зачем вообще нужно погружать ребенка в иллюзорный мир не существующих в действительности чудес и персонажей?

Сказки бывают разные: добрые, тревожные, непонятные, смешные… Так или иначе, все они способны оказывать влияние на развитие мышления, воображения, эмоционального восприятия ребенка. И, как ни удивительно, одна и та же сказка в разном возрасте, в разной ситуации и для разных детей может стать полезной или поучительной, бесполезной, а порой даже навредить. Чтобы научиться правильно выбирать сказки, для начала разберемся, какими они бывают и зачем, собственно, нужны.

Мудрость поколений

В народных сказках заложена огромная энергия жизни множества поколений. Например, вы никогда не задумывались, почему добро в сказках всегда реально: богатырь, царевна, волшебная фея – люди, а зло представлено в форме причудливых, странных героев: Кощеем, Бабой-Ягой, Змеем Горынычем. Суть проста: добро изначально более правдоподобно, и, что бы ни происходило в сказке, положительный заряд чувствуется с самого начала до конца. Именно поэтому хорошая сказка, подходящая ребенку по возрасту, способствует снятию тревожности, добавляет уверенности в собственном будущем.

Сегодня народные сказки подчас кажутся нам странными и нелогичными. Почему? Много столетий назад, когда не существовало еще книг и телевизоров, сказки были способом передачи информации. Народные сказания содержат множество символов, незнакомых современному человеку, но которые в Древней Руси были понятны даже детям. Например, каждый ребенок знал тогда, что золотое яйцо – это символ смерти, а Калинов мост – переход из мира живых в мир мертвых. Но неосведомленность в вопросах толкования древних сказок не означает, что их сюжеты потеряли свою актуальность. Ведь очень часто происходящее в сказке – это отражение внутренней работы героя, его переживаний, эмоций, выглядящих как череда внешних удивительных и необъяснимых событий, следующих друг за другом. Так же, как порой наши внутренние эмоциональные переживания противоречат событиям, происходящим в реальности, так и сказки кажутся неправдоподобными, странными, но удивительным образом знакомыми, уловимыми на интуитивном уровне. Каждый образ народной сказки – это символ, который может противоречить нашим представлениям о логике, но зато прекрасно воспринимается бессознательным. Мышление ребенка образно и некритично, а, следовательно, и причудливые сказочные картины прекрасно ложатся на его внутренний мир, помогая различать добро и зло, героя и злодея, понимать силу любви и мудрости, воспитывать и показывать выходы и способы решения непростых задач. Часто сюжет народной сказки – это вывернутый наизнанку внутренний мир человека, а значит, сказка – инструмент не только для понимания собственных переживаний, но и более чуткого отношения к другим людям, тонкого восприятия окружающего мира.

Любимые персонажи

В основе придуманных, авторских сказок также часто лежат народные предания. Так, известно, что Шарль Перро, позднее Якоб и Вильгельм Гримм да и многие другие сказочники целенаправленно собирали и исследовали народный фольклор. Здесь снова встречаются знакомые герои: волшебники, богатыри и рыцари, принцессы и чудовища. Другие истории, героями которых становятся выдуманные писателями сказочные персонажи, повествуют о вполне реальных, понятных событиях и персонажах: Карлсоне, Пеппи Длинныйчулок, Буратино, Мэрри Поппинс. Их сюжеты учат малыша сопереживать героям, открывают для него мир удивительных приключений, даря прекрасную возможность окунуться в них с головой, почувствовать себя их участником. Часто дети начинают проигрывать особенно полюбившиеся, запомнившиеся сюжеты. Обратите внимание на предпочтения малыша: именно с любимыми героями дети ассоциируют самих себя.

Искусство выбора

Выбирая сказку, следует обращать внимание на возраст малыша: например, известный всем Колобок порадует кроху 1-1,5 лет: сюжет повторяется, героев немного, сказка рассказывается плавно, нараспев. В 2 года эта же сказка может встревожить ребенка, который начинает понимать, что все, кто встречается на пути Колобка, не желают ему добра. А малыша старше 3-х лет она может огорчить, а то и вовсе довести до слез. Ребенок уловит скрытый негативный посыл сказки, опасность, которую она несет: бабка с дедом оставили Колобка в одиночестве – забыли о нем. Колобок один отправился в лес, символ тайн, неизвестности, и как мог защищал себя от встречных зверей. Родители – баба с дедом – не пришли на помощь Колобку, и конец сказки весьма печален. Малыш 4-4,5 лет может воспринять такой сюжет как установку недоверия к людям, в частности, к противоположному полу (Хитрая Лиса). Настороженное отношение к мужчинам может сформироваться у девочки 4-4,5 лет при прочтении сказки «Красная Шапочка», хотя в более раннем возрасте мораль сказки очевидна и безобидна: девочка должна слушаться маму, чтобы не произошло неприятностей. Присутствие в сюжете страшных чудовищ ребенком 1,5-2 лет воспринимается довольно абстрактно, а вот позже может спровоцировать появление страхов. Поэтому важно выбирать сказки, подходящие малышу по возрасту и эмоциональному состоянию. И в первую очередь ориентироваться нужно на собственную интуицию: кто как не родители могут предугадать реакцию ребенка на ту или иную историю. Если вы научитесь «чувствовать» сказку, видеть ее скрытый смысл и символическое значение, очень скоро вам не составит труда ответить на вопрос, подходит эта история вашему карапузу или нет.

Сказкотерапия

Если подобрать сказку не только соответственно возрасту малыша, но принимая во внимание особенности его темперамента, она станет прекрасным инструментом воспитания и развития. Терапевтическое воздействие сказки на человека доказывает существование такого направления практической психологии, как сказкотерапия. Для того чтобы обратить внимание ребенка на отдельные черты его личности, помочь преодолеть их, подберите подходящие сказки. Например, доверчивому, но непослушному малышу пойдет на пользу знакомство с Буратино, фантазеров и выдумщиков впечатлят приключения Пеппи Длинныйчулок, жадине интересно будет послушать «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и работнике его Балде». Знакомые бытовые картины позволяют малышу найти ответы на многие вопросы, на примере показать, как можно решить ту или иную казавшуюся затруднительной ситуацию.

Для этого вы можете использовать добрые, поучительные, понятные сказки (например, сказки В. Кротова) или сами стать автором сюжета, где главный герой будет отдаленно напоминать внешне и чертами характера вашего ребенка. Таким образом, с помощью сказки, вы можете передать своему ребенку собственную мудрость, совет, знание о мире, точно так же, как делали это много веков назад наши предки. И этот способ будет в тысячу раз эффективнее занудных воспитательных бесед. Проверено временем!
(голосов:5)
Похожие статьи:
Здравствуйте, сыну почти год. У нас трудности с укладывание на дневной сон, как правило спит он дважды, один раз дома (1-2ч.) и один раз на улице (около часа). Дома мне очень трудно его уложить,качаю на руках, точнее просто ношу по комнате в вертиальном положении приговаривая сказки и песни, но у ребенка зачастую начинается слезы и истерика :(, вижу, что спть в пинципе хочет, трет глаза и уставший, потом весь в слезах засыпает на плече. Я думаю, что это не нормально, ведь ребенок должен спокойно отходить ко сну. Днем грудь не даю, только ночью, с грудью ребенок конечно засыпает без проблем, ночью кормится один-два раза. Подскажите, в чем может быть пробема и как решить. Спасибо.

Есть ли у русских сказок тайный смысл?С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

— К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мальчик или девочка – народные приметыБабушкины сказки и старинные приметы – это вам, конечно, не ультразвук и заключение врача. Зато это забавно и интересно.

Имейте в виду, что все тезисы, приведенные ниже, крайне антинаучны. И вообще, откуда наши бабушки взяли, что мальчик непременно должен лежать у вас в животике ниже, чем девочка, совершенно непонятно. Народные мудрости часто парадоксальны. Однако любой будущей маме будет интересно узнать, как определяли пол малыша до появления всяких технологий.

Приметы
• Если вы любите спать на левом боку, будет мальчик. На правом? Девочка.
• Сильнейший токсикоз предвещает девочку.
• Если у вас сухие ладони, ждите мальчика, мягкие – девочку.
• Если вы жить не можете без цитрусовых, будет девочка.
• Трескается кожа? Это девочка.
• Если во время беременности вы чувствуете себя особенно грациозной, то – точно – будет девочка. А вот если неуклюжей – мальчик.
• Если пополнело лицо, будет девочка.

Хорошая ли ты няня?А ты готова стать няней для своего братика или сестрички? Прикольная флэш-игра, в которой ты можешь научиться нянчить ребенка. Тебе предстоит следить за тем, чтобы малыш был чист и накормлен, развлекать малыша, читать сказки и укладывать его спать. Кликай мышкой по предметам и следи за тем, что происходит. Ты можешь воспользоваться подсказкой - для этого нажми на листочек бумаги, на котором написано "Help" ;)

Для девочек – свои особенные книги?Важность книг в жизни человека переоценить сложно. Мы встречаемся с книгой, еще не научившись ходить, и вместе идем по жизни, пока смерть не разлучит нас. Книга – добрый друг и советчик, учитель и гид, психолог и доктор. Но, чтобы это было действительно так, с книгой надо подружиться, научиться ее понимать, слышать, чувствовать. Что для этого нужно? Немного.

Во-первых, знакомство с книгой лучше начать пораньше, когда малышка не умеет еще читать сама. Чтение сказок или стихов вслух мамой или бабушкой, старшей сестрой или братом не только помогут развитию, но и приучат любить и ценить книги.

Во-вторых, и при чтении вслух, и при самостоятельном чтении важно подбирать книги по возрасту, чтобы язык их был доступен, а описанные ситуации – понятны. Это естественно – пятилетней малышке не будет интересен даже самый лучший любовный роман, а четырнадцатилетняя барышня вряд ли оценит сказку о спящей царевне.

Если в доме младший брат…Младший ребенок в семье нередко оказывается любимцем, как взрослых, так и старших детей. Его балуют, тискают, приносят подарки. Ему практически всегда есть к кому обратиться за помощью или пожаловаться, есть, у кого спросить совета, с кого взять пример, с кем поиграть и поговорить. При этом и спрос с него меньше, ведь за ним навсегда закрепляется статус «маленького», «младшенького». Младший брат объект не только любви, но ревности и зависти старших. Все это отражено и в народном творчестве.

Вспомните сказки. Несмотря на то, что младший брат «дурак» и ему достается самая незначительная и несерьезная часть отцовского наследства, например кот в известной сказке Шарля Перро, он оказывается успешнее и достигает большего, чем старшие. А старшие нередко пытаются устранить конкурента, отправив его за тридевят земель, усыпив или убив его.

Согласно фольклору, младший брат - разгильдяй и везунчик, который оставляет с носом всех недоброжелателей и получает все самое лучшее. А в каждой сказке, как известно, есть доля сказки. Что же говорят о психологических чертах ребенка, который по воле судьбы оказался младшим братом в семье?

«Сказки ничему не учат!» И всё-таки они необходимы нашим детямПризнаться, фразой о ненужности сказок психолог и психотерапевт Олег Шапошников меня сильно заинтриговал. Как и утверждением, что все сказки делятся на три категории: для мальчиков, для девочек и общие. А когда выяснилось, что все сказки пронизаны фаллическими символами, у меня и вовсе закралось подозрение, что доктор говорит о совершенно особых, неизвестных мне сказках.
— Стоит ли разделять сказки по «половому признаку»?
— Эти признаки в сказках заложены изначально — мы можем просто знать или не знать об этом. Сказки, как и люди, имеют разный пол. Он определяется по главному герою. «Кот в сапогах», конечно же, мальчиковая сказка, «Алиса в Стране чудес» — девочкина, а сказки общие, или унисекс, те, в которых много разнополых героев. Например, «Волк и семеро козлят». Сказки «среднего пола» чаще всего адресуются совсем маленьким детям.

— Значит ли это, что сказки учат мальчиков и девочек разным вещам?
— Многие родители ошибочно полагают, что сказки детей чему-то учат. Это не так — они способны лишь слегка влиять на психическую жизнь ребенка. Сколько времени мы читаем сыну или дочке на ночь? 5-10 минут? А ведь все остальное время ребенок живет в атмосфере, созданной родителями и знакомыми! Поэтому сказка — это первая детская психотерапия, то, за что взрослые дяди и тети платят большие деньги, а ребенок получает бесплатно. Сказка — это некий предложенный сценарий, по которому маленький человек может выстроить свой собственный спектакль. Но основное ее предназначение на раннем этапе развития — это выбор сексуального объекта. У мальчиков и девочек он, конечно, разный, поэтому и сказки разные.

"Агу!" – это важно! Младенец, даже совсем маленький, нуждается в общении. Как сделать время, посвященное уходу за крошечным членом семьи, не только приятными для родителей, но и максимально полезным для его развития?

Уже доказано, что основы речевых навыков ребенка формируются в самом раннем возрасте. И чем раньше вы обратите внимание на развитие некоторых умений своего крохи, тем выше вероятность, что он избежит логопедических проблем в дошкольную пору.

Зачем детям кубики? Сегодня в отделах детских игрушек глаза разбегаются от предложенного ассортимента. Но на полках не всегда можно найти хорошо знакомые всем нам с детства кубики, которые вашему малышу могут дать очень многое.

Детские сказки на ночьВлияние сказок на психическое развитие ребенка.

Реальность сказочной жизни.

У доброты есть лицо.

Воспитание чувств.

Каждому возрасту - свою сказку.

Комментарии к статье Сказки рядом:
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!