Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Посещаете ли Вы форум сайта?
Да
Нет
Иногда
Очень редко
 

Лучшие статьи
Теги

«Сказки ничему не учат!» И всё-таки они необходимы нашим детям

09.06.08 | 4164 | крис | Категория: Воспитание и развитие |

«Сказки ничему не учат!» И всё-таки они необходимы нашим детямПризнаться, фразой о ненужности сказок психолог и психотерапевт Олег Шапошников меня сильно заинтриговал. Как и утверждением, что все сказки делятся на три категории: для мальчиков, для девочек и общие. А когда выяснилось, что все сказки пронизаны фаллическими символами, у меня и вовсе закралось подозрение, что доктор говорит о совершенно особых, неизвестных мне сказках.

— Стоит ли разделять сказки по «половому признаку»?
— Эти признаки в сказках заложены изначально — мы можем просто знать или не знать об этом. Сказки, как и люди, имеют разный пол. Он определяется по главному герою. «Кот в сапогах», конечно же, мальчиковая сказка, «Алиса в Стране чудес» — девочкина, а сказки общие, или унисекс, те, в которых много разнополых героев. Например, «Волк и семеро козлят». Сказки «среднего пола» чаще всего адресуются совсем маленьким детям.

— Значит ли это, что сказки учат мальчиков и девочек разным вещам?
— Многие родители ошибочно полагают, что сказки детей чему-то учат. Это не так — они способны лишь слегка влиять на психическую жизнь ребенка. Сколько времени мы читаем сыну или дочке на ночь? 5-10 минут? А ведь все остальное время ребенок живет в атмосфере, созданной родителями и знакомыми! Поэтому сказка — это первая детская психотерапия, то, за что взрослые дяди и тети платят большие деньги, а ребенок получает бесплатно. Сказка — это некий предложенный сценарий, по которому маленький человек может выстроить свой собственный спектакль. Но основное ее предназначение на раннем этапе развития — это выбор сексуального объекта. У мальчиков и девочек он, конечно, разный, поэтому и сказки разные.

— Какие сексуальные объекты могут быть у 3- или 6-летки?
— Как известно, сексуальность человека формируется до 5 лет: складываются привязанности, строятся отношения с мамой и папой. А сказки могут лишь корректировать проблему выбора через заложенные в них символы, в том числе и сексуальные. Ребенок, если, конечно, родители его не затюкали, это хорошая саморегулирующаяся система — он воспринимает только то, что ему нужно, и совсем не так, как думаете вы. Читая, наблюдайте за его реакцией: если он в 222-й раз просит сказку про Чиполлино, значит он нашел в ней что-то полезное — крепитесь и читайте. Если вы продвинутый родитель — узнайте у специалиста, что может означать такая приверженность к одной и той же сказке. Только, ради бога, сами не ставьте диагнозы — вы в этом ничего не понимаете.

— А кому читать, например, сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? Ведь в ней два разнополых героя...
— О, это проблема сексуального выбора чистой воды! Сказка для мальчика! Есть условие, при котором он станет козлом: если попьет из копытца. Его сестра, она же символическая мать, неоднократно предупреждает: «Иванушка, не становись козлом!» Но Иванушка решает иначе, и все мы знаем печальный итог. Мораль такова: надо слушаться маму, чтобы не стать козлом.

— Есть ли сказки, которые детям знать не надо?
— Из старых я таких не знаю, а с современными знаком плохо. Но и они не нанесут вреда, потому что глубинная часть психики ребенка воспринимает не фабулу, а символы. Вот, например, ленивый Емеля, который достигает успеха не за счет собственных усилий, а только с помощью волшебной печки. Неужели вы думаете, что после такой сказки ваш ребенок уляжется на кровать и не встанет? Нет, он полюбит эту сказку, если сильно привязан к матери, потому что печь на уровне подсознания — это мать и матка. А если ничего «умного» он в сказке не найдет, то просто выслушает ее как анекдот и забудет.

— Надо ли читать детям страшные сказки, например братьев Гримм, а также грустные и печальные, с плохим концом, например «Колобок» или «Стойкий оловянный солдатик»?
— Обязательно нужно! Ведь психика ребенка даже из очень благополучной семьи переполнена негативными переживаниями — что бы родители там себе ни думали. А печальные события в сказках помогают ребенку смириться с несовершенством мира, преодолеть собственные страхи и комплексы. Он узнает, что не один бедный-несчастный на этом свете, — есть и другие. Включение в предложенную автором жестокую игру позволяет избавиться от части собственной агрессии. Ведь что такое отрубленные головы Кощея Бессмертного? Это победа мальчика над отцом в борьбе за маму! А смерть злой волшебницы? Это повергнутая мама девочки! При этом совсем не обязательно, что у детей или родителей есть видимые проблемы, — так срабатывает подсознание.

— Мой 5-летний приятель стесняется того, что ему нравится сказка Андерсена «Русалочка». Он считает, что она девичья. Что делать его маме?
— Смотри-ка... Она и вправду женская! Задача мамы снять стеснение, не довести ребенка до комплекса неполноценности, показать, что ничего крамольного в таком отношении к этой сказке нет. Русалочка, конечно, это сексуальный объект, и мама должна показать сыну другие аспекты сказки. Пусть скажет: «Сынок, это сказка о любви. Русалочка любила принца и готова была на все ради него. Я тоже тебя очень люблю и сделаю для тебя все, что угодно». Ну и дальше в таком же роде. Сын поймет, что мама настоящий друг, что с ней можно делиться самым сокровенным.

— Не устарели ли сегодня некоторые сказки, например Пушкина «О золотом петушке»? Как объяснить ребенку строчку «...звездочета и скопца»? Его интересовало последнее слово.
— Так и объясняйте: дядя, у которого не может быть детей. Что тут сложного? Символизм в этой сказке не может устареть в принципе, ведь в ее основе народное творчество, переложенное на язык поэзии. Пусть ребенок наслаждается слогом Пушкина и слушает ваши объяснения на понятном ему уровне.

— Сейчас очень распространены книжки со сказками, написанные по мультфильмам. Каким сказкам отдавать предпочтение: классическим или новым?
— Неважно. Знаю многих, кто говорит, что, мол, хороши только старые советские мультики. А мне вот, например, нравятся диснеевские — я знаю, что их создатели используют психоанализ. Какая разница, какая именно Золушка учит ребенка доброму и вечному, в джинсах или средневековом платье?

— Насколько эффективно родителям самим сочинять сказки типа «Жил-был мальчик Вася...»?
— Вот этого я делать не советую! Все равно не получится абстрагироваться и волей-неволей вы через такие сказки будете давать оценки своему ребенку и «отыгрывать» на нем свои проблемы. Он ведь привык сказкам доверять, а вы им манипулируете! Откуда вы знаете, какие символы запрятать в сказки? Вы ведь не беретесь отрезать больному ногу, если вы не хирург, или строить дом, если не строитель? Вот и сказки не нужно сочинять самим — для этого есть писатели.

— Как объяснить ребенку параллельную реальность сказки? «Мама, я тоже хочу волшебную палочку!» — «Она бывает только в сказке, а в жизни их не бывает» — «Значит, сказка — это обман?» Или: «Давай поставим на окно две банки с вареньем и Карлсон прилетит к нам!»
— А вам что, сложно банку поставить? А потом вместо нее другую, пустую? Это не обман, а сценарий игры, которую предлагает вам ребенок. Не нужно с детства приучать его к реализму — это со временем сделает жизнь. Пусть как можно дольше остается фантазером, развивает свое воображение! Ведь вы в 20 или 30 лет не пришли к своей маме со слезами: «Ты меня обманула! Карлсона не существу-у-ует!» Тогда получается, что и Деда Мороза нет! Что касается волшебной палочки (которая, как вы понимаете, является фаллическим символом), то кому не хочется ее иметь и творить чудеса? Я бы сказал сыну или дочке так: «У малышей такие палочки бывают только в сказках, а у тебя она появится, когда ты вырастешь. Если, конечно, по-прежнему будешь ее хотеть». На вопрос о том, есть ли волшебный предмет у папы, предлагаю ответить положительно и с примерами: «Вот помнишь, в прошлом году на свой день рождения ты нашел под кроватью машинку, которую хотел? Это папа наколдовал!»

— Надо ли разбирать с детьми сказки после чтения: «Как ты думаешь, почему удалось вытащить репку, когда пришла мышка, разве она самая сильная?»
— Ну, репка, как вы понимаете, это плод, который рожался, рожался да никак не мог родиться, а земля — это мать. Толпа народа помогала роженице... Ну да, можно рассказать ребенку про дружбу и взаимопомощь, провести параллель между мышкой и ребенком. Мол, когда ты нам с папой помогаешь, все у нас получается. А вообще прежде чем препарировать сказку, трезво оцените ее — может, в ней и нет ничего, что требует объяснений. И почаще слушайте своего ребенка — он сам так или иначе скажет, что ему надо.
(голосов:2)
Похожие статьи:
Здравствуйте, сыну почти год. У нас трудности с укладывание на дневной сон, как правило спит он дважды, один раз дома (1-2ч.) и один раз на улице (около часа). Дома мне очень трудно его уложить,качаю на руках, точнее просто ношу по комнате в вертиальном положении приговаривая сказки и песни, но у ребенка зачастую начинается слезы и истерика :(, вижу, что спть в пинципе хочет, трет глаза и уставший, потом весь в слезах засыпает на плече. Я думаю, что это не нормально, ведь ребенок должен спокойно отходить ко сну. Днем грудь не даю, только ночью, с грудью ребенок конечно засыпает без проблем, ночью кормится один-два раза. Подскажите, в чем может быть пробема и как решить. Спасибо.

Есть ли у русских сказок тайный смысл?С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

— К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мальчик или девочка – народные приметыБабушкины сказки и старинные приметы – это вам, конечно, не ультразвук и заключение врача. Зато это забавно и интересно.

Имейте в виду, что все тезисы, приведенные ниже, крайне антинаучны. И вообще, откуда наши бабушки взяли, что мальчик непременно должен лежать у вас в животике ниже, чем девочка, совершенно непонятно. Народные мудрости часто парадоксальны. Однако любой будущей маме будет интересно узнать, как определяли пол малыша до появления всяких технологий.

Приметы
• Если вы любите спать на левом боку, будет мальчик. На правом? Девочка.
• Сильнейший токсикоз предвещает девочку.
• Если у вас сухие ладони, ждите мальчика, мягкие – девочку.
• Если вы жить не можете без цитрусовых, будет девочка.
• Трескается кожа? Это девочка.
• Если во время беременности вы чувствуете себя особенно грациозной, то – точно – будет девочка. А вот если неуклюжей – мальчик.
• Если пополнело лицо, будет девочка.

Хорошая ли ты няня?А ты готова стать няней для своего братика или сестрички? Прикольная флэш-игра, в которой ты можешь научиться нянчить ребенка. Тебе предстоит следить за тем, чтобы малыш был чист и накормлен, развлекать малыша, читать сказки и укладывать его спать. Кликай мышкой по предметам и следи за тем, что происходит. Ты можешь воспользоваться подсказкой - для этого нажми на листочек бумаги, на котором написано "Help" ;)

Сказки рядомЗнаете ли вы ребенка, не знакомого со сказкой? Почему на протяжении веков из поколения в поколение тянется традиция рассказывать малышам эти странные истории? В чем их смысл? И зачем вообще нужно погружать ребенка в иллюзорный мир не существующих в действительности чудес и персонажей?

Сказки бывают разные: добрые, тревожные, непонятные, смешные… Так или иначе, все они способны оказывать влияние на развитие мышления, воображения, эмоционального восприятия ребенка. И, как ни удивительно, одна и та же сказка в разном возрасте, в разной ситуации и для разных детей может стать полезной или поучительной, бесполезной, а порой даже навредить. Чтобы научиться правильно выбирать сказки, для начала разберемся, какими они бывают и зачем, собственно, нужны.

Мудрость поколений

В народных сказках заложена огромная энергия жизни множества поколений. Например, вы никогда не задумывались, почему добро в сказках всегда реально: богатырь, царевна, волшебная фея – люди, а зло представлено в форме причудливых, странных героев: Кощеем, Бабой-Ягой, Змеем Горынычем.


Для девочек – свои особенные книги?Важность книг в жизни человека переоценить сложно. Мы встречаемся с книгой, еще не научившись ходить, и вместе идем по жизни, пока смерть не разлучит нас. Книга – добрый друг и советчик, учитель и гид, психолог и доктор. Но, чтобы это было действительно так, с книгой надо подружиться, научиться ее понимать, слышать, чувствовать. Что для этого нужно? Немного.

Во-первых, знакомство с книгой лучше начать пораньше, когда малышка не умеет еще читать сама. Чтение сказок или стихов вслух мамой или бабушкой, старшей сестрой или братом не только помогут развитию, но и приучат любить и ценить книги.

Во-вторых, и при чтении вслух, и при самостоятельном чтении важно подбирать книги по возрасту, чтобы язык их был доступен, а описанные ситуации – понятны. Это естественно – пятилетней малышке не будет интересен даже самый лучший любовный роман, а четырнадцатилетняя барышня вряд ли оценит сказку о спящей царевне.

Если в доме младший брат…Младший ребенок в семье нередко оказывается любимцем, как взрослых, так и старших детей. Его балуют, тискают, приносят подарки. Ему практически всегда есть к кому обратиться за помощью или пожаловаться, есть, у кого спросить совета, с кого взять пример, с кем поиграть и поговорить. При этом и спрос с него меньше, ведь за ним навсегда закрепляется статус «маленького», «младшенького». Младший брат объект не только любви, но ревности и зависти старших. Все это отражено и в народном творчестве.

Вспомните сказки. Несмотря на то, что младший брат «дурак» и ему достается самая незначительная и несерьезная часть отцовского наследства, например кот в известной сказке Шарля Перро, он оказывается успешнее и достигает большего, чем старшие. А старшие нередко пытаются устранить конкурента, отправив его за тридевят земель, усыпив или убив его.

Согласно фольклору, младший брат - разгильдяй и везунчик, который оставляет с носом всех недоброжелателей и получает все самое лучшее. А в каждой сказке, как известно, есть доля сказки. Что же говорят о психологических чертах ребенка, который по воле судьбы оказался младшим братом в семье?

Зачем детям кубики? Сегодня в отделах детских игрушек глаза разбегаются от предложенного ассортимента. Но на полках не всегда можно найти хорошо знакомые всем нам с детства кубики, которые вашему малышу могут дать очень многое.

Детские сказки на ночьВлияние сказок на психическое развитие ребенка.

Реальность сказочной жизни.

У доброты есть лицо.

Воспитание чувств.

Каждому возрасту - свою сказку.

Нужно ли говорить ребенку, что Дед Мороз не существует?Фигура Деда Мороза занимает особое место в жизни детей и взрослых. За ней скрывается вера наших предков в древнее божество, которое приносит дары на Новый год, а вместе с ними – надежду на новый урожай и новую жизнь. Даже современный человек, далекий от архаических верований, чувствует потребность во встрече Нового года. Что же говорить о ребенке, для которого Дед Мороз абсолютно реален?

Комментарии к статье «Сказки ничему не учат!» И всё-таки они необходимы нашим детям:
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!