Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Как часто Вы посещаете сайт Мамка.ру?
Ежедневно
2-3 раза в неделю
1 раз в неделю
1-2 раза в месяц
еще реже
 

Лучшие статьи
Теги

«Сказки ничему не учат!» И всё-таки они необходимы нашим детям

09.06.08 | 4027 | крис | Категория: Воспитание и развитие |

«Сказки ничему не учат!» И всё-таки они необходимы нашим детямПризнаться, фразой о ненужности сказок психолог и психотерапевт Олег Шапошников меня сильно заинтриговал. Как и утверждением, что все сказки делятся на три категории: для мальчиков, для девочек и общие. А когда выяснилось, что все сказки пронизаны фаллическими символами, у меня и вовсе закралось подозрение, что доктор говорит о совершенно особых, неизвестных мне сказках.

— Стоит ли разделять сказки по «половому признаку»?
— Эти признаки в сказках заложены изначально — мы можем просто знать или не знать об этом. Сказки, как и люди, имеют разный пол. Он определяется по главному герою. «Кот в сапогах», конечно же, мальчиковая сказка, «Алиса в Стране чудес» — девочкина, а сказки общие, или унисекс, те, в которых много разнополых героев. Например, «Волк и семеро козлят». Сказки «среднего пола» чаще всего адресуются совсем маленьким детям.

— Значит ли это, что сказки учат мальчиков и девочек разным вещам?
— Многие родители ошибочно полагают, что сказки детей чему-то учат. Это не так — они способны лишь слегка влиять на психическую жизнь ребенка. Сколько времени мы читаем сыну или дочке на ночь? 5-10 минут? А ведь все остальное время ребенок живет в атмосфере, созданной родителями и знакомыми! Поэтому сказка — это первая детская психотерапия, то, за что взрослые дяди и тети платят большие деньги, а ребенок получает бесплатно. Сказка — это некий предложенный сценарий, по которому маленький человек может выстроить свой собственный спектакль. Но основное ее предназначение на раннем этапе развития — это выбор сексуального объекта. У мальчиков и девочек он, конечно, разный, поэтому и сказки разные.

— Какие сексуальные объекты могут быть у 3- или 6-летки?
— Как известно, сексуальность человека формируется до 5 лет: складываются привязанности, строятся отношения с мамой и папой. А сказки могут лишь корректировать проблему выбора через заложенные в них символы, в том числе и сексуальные. Ребенок, если, конечно, родители его не затюкали, это хорошая саморегулирующаяся система — он воспринимает только то, что ему нужно, и совсем не так, как думаете вы. Читая, наблюдайте за его реакцией: если он в 222-й раз просит сказку про Чиполлино, значит он нашел в ней что-то полезное — крепитесь и читайте. Если вы продвинутый родитель — узнайте у специалиста, что может означать такая приверженность к одной и той же сказке. Только, ради бога, сами не ставьте диагнозы — вы в этом ничего не понимаете.

— А кому читать, например, сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? Ведь в ней два разнополых героя...
— О, это проблема сексуального выбора чистой воды! Сказка для мальчика! Есть условие, при котором он станет козлом: если попьет из копытца. Его сестра, она же символическая мать, неоднократно предупреждает: «Иванушка, не становись козлом!» Но Иванушка решает иначе, и все мы знаем печальный итог. Мораль такова: надо слушаться маму, чтобы не стать козлом.

— Есть ли сказки, которые детям знать не надо?
— Из старых я таких не знаю, а с современными знаком плохо. Но и они не нанесут вреда, потому что глубинная часть психики ребенка воспринимает не фабулу, а символы. Вот, например, ленивый Емеля, который достигает успеха не за счет собственных усилий, а только с помощью волшебной печки. Неужели вы думаете, что после такой сказки ваш ребенок уляжется на кровать и не встанет? Нет, он полюбит эту сказку, если сильно привязан к матери, потому что печь на уровне подсознания — это мать и матка. А если ничего «умного» он в сказке не найдет, то просто выслушает ее как анекдот и забудет.

— Надо ли читать детям страшные сказки, например братьев Гримм, а также грустные и печальные, с плохим концом, например «Колобок» или «Стойкий оловянный солдатик»?
— Обязательно нужно! Ведь психика ребенка даже из очень благополучной семьи переполнена негативными переживаниями — что бы родители там себе ни думали. А печальные события в сказках помогают ребенку смириться с несовершенством мира, преодолеть собственные страхи и комплексы. Он узнает, что не один бедный-несчастный на этом свете, — есть и другие. Включение в предложенную автором жестокую игру позволяет избавиться от части собственной агрессии. Ведь что такое отрубленные головы Кощея Бессмертного? Это победа мальчика над отцом в борьбе за маму! А смерть злой волшебницы? Это повергнутая мама девочки! При этом совсем не обязательно, что у детей или родителей есть видимые проблемы, — так срабатывает подсознание.

— Мой 5-летний приятель стесняется того, что ему нравится сказка Андерсена «Русалочка». Он считает, что она девичья. Что делать его маме?
— Смотри-ка... Она и вправду женская! Задача мамы снять стеснение, не довести ребенка до комплекса неполноценности, показать, что ничего крамольного в таком отношении к этой сказке нет. Русалочка, конечно, это сексуальный объект, и мама должна показать сыну другие аспекты сказки. Пусть скажет: «Сынок, это сказка о любви. Русалочка любила принца и готова была на все ради него. Я тоже тебя очень люблю и сделаю для тебя все, что угодно». Ну и дальше в таком же роде. Сын поймет, что мама настоящий друг, что с ней можно делиться самым сокровенным.

— Не устарели ли сегодня некоторые сказки, например Пушкина «О золотом петушке»? Как объяснить ребенку строчку «...звездочета и скопца»? Его интересовало последнее слово.
— Так и объясняйте: дядя, у которого не может быть детей. Что тут сложного? Символизм в этой сказке не может устареть в принципе, ведь в ее основе народное творчество, переложенное на язык поэзии. Пусть ребенок наслаждается слогом Пушкина и слушает ваши объяснения на понятном ему уровне.

— Сейчас очень распространены книжки со сказками, написанные по мультфильмам. Каким сказкам отдавать предпочтение: классическим или новым?
— Неважно. Знаю многих, кто говорит, что, мол, хороши только старые советские мультики. А мне вот, например, нравятся диснеевские — я знаю, что их создатели используют психоанализ. Какая разница, какая именно Золушка учит ребенка доброму и вечному, в джинсах или средневековом платье?

— Насколько эффективно родителям самим сочинять сказки типа «Жил-был мальчик Вася...»?
— Вот этого я делать не советую! Все равно не получится абстрагироваться и волей-неволей вы через такие сказки будете давать оценки своему ребенку и «отыгрывать» на нем свои проблемы. Он ведь привык сказкам доверять, а вы им манипулируете! Откуда вы знаете, какие символы запрятать в сказки? Вы ведь не беретесь отрезать больному ногу, если вы не хирург, или строить дом, если не строитель? Вот и сказки не нужно сочинять самим — для этого есть писатели.

— Как объяснить ребенку параллельную реальность сказки? «Мама, я тоже хочу волшебную палочку!» — «Она бывает только в сказке, а в жизни их не бывает» — «Значит, сказка — это обман?» Или: «Давай поставим на окно две банки с вареньем и Карлсон прилетит к нам!»
— А вам что, сложно банку поставить? А потом вместо нее другую, пустую? Это не обман, а сценарий игры, которую предлагает вам ребенок. Не нужно с детства приучать его к реализму — это со временем сделает жизнь. Пусть как можно дольше остается фантазером, развивает свое воображение! Ведь вы в 20 или 30 лет не пришли к своей маме со слезами: «Ты меня обманула! Карлсона не существу-у-ует!» Тогда получается, что и Деда Мороза нет! Что касается волшебной палочки (которая, как вы понимаете, является фаллическим символом), то кому не хочется ее иметь и творить чудеса? Я бы сказал сыну или дочке так: «У малышей такие палочки бывают только в сказках, а у тебя она появится, когда ты вырастешь. Если, конечно, по-прежнему будешь ее хотеть». На вопрос о том, есть ли волшебный предмет у папы, предлагаю ответить положительно и с примерами: «Вот помнишь, в прошлом году на свой день рождения ты нашел под кроватью машинку, которую хотел? Это папа наколдовал!»

— Надо ли разбирать с детьми сказки после чтения: «Как ты думаешь, почему удалось вытащить репку, когда пришла мышка, разве она самая сильная?»
— Ну, репка, как вы понимаете, это плод, который рожался, рожался да никак не мог родиться, а земля — это мать. Толпа народа помогала роженице... Ну да, можно рассказать ребенку про дружбу и взаимопомощь, провести параллель между мышкой и ребенком. Мол, когда ты нам с папой помогаешь, все у нас получается. А вообще прежде чем препарировать сказку, трезво оцените ее — может, в ней и нет ничего, что требует объяснений. И почаще слушайте своего ребенка — он сам так или иначе скажет, что ему надо.
(голосов:2)
Похожие статьи:
Здравствуйте, сыну почти год. У нас трудности с укладывание на дневной сон, как правило спит он дважды, один раз дома (1-2ч.) и один раз на улице (около часа). Дома мне очень трудно его уложить,качаю на руках, точнее просто ношу по комнате в вертиальном положении приговаривая сказки и песни, но у ребенка зачастую начинается слезы и истерика :(, вижу, что спть в пинципе хочет, трет глаза и уставший, потом весь в слезах засыпает на плече. Я думаю, что это не нормально, ведь ребенок должен спокойно отходить ко сну. Днем грудь не даю, только ночью, с грудью ребенок конечно засыпает без проблем, ночью кормится один-два раза. Подскажите, в чем может быть пробема и как решить. Спасибо.

Есть ли у русских сказок тайный смысл?С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

— К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мальчик или девочка – народные приметыБабушкины сказки и старинные приметы – это вам, конечно, не ультразвук и заключение врача. Зато это забавно и интересно.

Имейте в виду, что все тезисы, приведенные ниже, крайне антинаучны. И вообще, откуда наши бабушки взяли, что мальчик непременно должен лежать у вас в животике ниже, чем девочка, совершенно непонятно. Народные мудрости часто парадоксальны. Однако любой будущей маме будет интересно узнать, как определяли пол малыша до появления всяких технологий.

Приметы
• Если вы любите спать на левом боку, будет мальчик. На правом? Девочка.
• Сильнейший токсикоз предвещает девочку.
• Если у вас сухие ладони, ждите мальчика, мягкие – девочку.
• Если вы жить не можете без цитрусовых, будет девочка.
• Трескается кожа? Это девочка.
• Если во время беременности вы чувствуете себя особенно грациозной, то – точно – будет девочка. А вот если неуклюжей – мальчик.
• Если пополнело лицо, будет девочка.

Хорошая ли ты няня?А ты готова стать няней для своего братика или сестрички? Прикольная флэш-игра, в которой ты можешь научиться нянчить ребенка. Тебе предстоит следить за тем, чтобы малыш был чист и накормлен, развлекать малыша, читать сказки и укладывать его спать. Кликай мышкой по предметам и следи за тем, что происходит. Ты можешь воспользоваться подсказкой - для этого нажми на листочек бумаги, на котором написано "Help" ;)

Сказки рядомЗнаете ли вы ребенка, не знакомого со сказкой? Почему на протяжении веков из поколения в поколение тянется традиция рассказывать малышам эти странные истории? В чем их смысл? И зачем вообще нужно погружать ребенка в иллюзорный мир не существующих в действительности чудес и персонажей?

Сказки бывают разные: добрые, тревожные, непонятные, смешные… Так или иначе, все они способны оказывать влияние на развитие мышления, воображения, эмоционального восприятия ребенка. И, как ни удивительно, одна и та же сказка в разном возрасте, в разной ситуации и для разных детей может стать полезной или поучительной, бесполезной, а порой даже навредить. Чтобы научиться правильно выбирать сказки, для начала разберемся, какими они бывают и зачем, собственно, нужны.

Мудрость поколений

В народных сказках заложена огромная энергия жизни множества поколений. Например, вы никогда не задумывались, почему добро в сказках всегда реально: богатырь, царевна, волшебная фея – люди, а зло представлено в форме причудливых, странных героев: Кощеем, Бабой-Ягой, Змеем Горынычем.


Для девочек – свои особенные книги?Важность книг в жизни человека переоценить сложно. Мы встречаемся с книгой, еще не научившись ходить, и вместе идем по жизни, пока смерть не разлучит нас. Книга – добрый друг и советчик, учитель и гид, психолог и доктор. Но, чтобы это было действительно так, с книгой надо подружиться, научиться ее понимать, слышать, чувствовать. Что для этого нужно? Немного.

Во-первых, знакомство с книгой лучше начать пораньше, когда малышка не умеет еще читать сама. Чтение сказок или стихов вслух мамой или бабушкой, старшей сестрой или братом не только помогут развитию, но и приучат любить и ценить книги.

Во-вторых, и при чтении вслух, и при самостоятельном чтении важно подбирать книги по возрасту, чтобы язык их был доступен, а описанные ситуации – понятны. Это естественно – пятилетней малышке не будет интересен даже самый лучший любовный роман, а четырнадцатилетняя барышня вряд ли оценит сказку о спящей царевне.

Если в доме младший брат…Младший ребенок в семье нередко оказывается любимцем, как взрослых, так и старших детей. Его балуют, тискают, приносят подарки. Ему практически всегда есть к кому обратиться за помощью или пожаловаться, есть, у кого спросить совета, с кого взять пример, с кем поиграть и поговорить. При этом и спрос с него меньше, ведь за ним навсегда закрепляется статус «маленького», «младшенького». Младший брат объект не только любви, но ревности и зависти старших. Все это отражено и в народном творчестве.

Вспомните сказки. Несмотря на то, что младший брат «дурак» и ему достается самая незначительная и несерьезная часть отцовского наследства, например кот в известной сказке Шарля Перро, он оказывается успешнее и достигает большего, чем старшие. А старшие нередко пытаются устранить конкурента, отправив его за тридевят земель, усыпив или убив его.

Согласно фольклору, младший брат - разгильдяй и везунчик, который оставляет с носом всех недоброжелателей и получает все самое лучшее. А в каждой сказке, как известно, есть доля сказки. Что же говорят о психологических чертах ребенка, который по воле судьбы оказался младшим братом в семье?

Зачем детям кубики? Сегодня в отделах детских игрушек глаза разбегаются от предложенного ассортимента. Но на полках не всегда можно найти хорошо знакомые всем нам с детства кубики, которые вашему малышу могут дать очень многое.

Детские сказки на ночьВлияние сказок на психическое развитие ребенка.

Реальность сказочной жизни.

У доброты есть лицо.

Воспитание чувств.

Каждому возрасту - свою сказку.

Нужно ли говорить ребенку, что Дед Мороз не существует?Фигура Деда Мороза занимает особое место в жизни детей и взрослых. За ней скрывается вера наших предков в древнее божество, которое приносит дары на Новый год, а вместе с ними – надежду на новый урожай и новую жизнь. Даже современный человек, далекий от архаических верований, чувствует потребность во встрече Нового года. Что же говорить о ребенке, для которого Дед Мороз абсолютно реален?

Комментарии к статье «Сказки ничему не учат!» И всё-таки они необходимы нашим детям:
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!