Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Как часто Вы посещаете сайт Мамка.ру?
Ежедневно
2-3 раза в неделю
1 раз в неделю
1-2 раза в месяц
еще реже
 

Лучшие статьи
Теги

Приучаем ребенка к горшку

03.11.09 | 23229 | Administrator | Категория: Ребенок от 1 года до 3 лет |

Приучаем ребенка к горшкуКогда нужно начинать приучать ребенка пользоваться горшком? В каком возрасте малыш должен научиться самостоятельно справлять нужду? Эти вопросы волнуют почти всех родителей маленьких детей. И почти всем хочется, чтобы это произошло как можно скорее, потому что умение регулировать процессы отправления физиологических потребностей — явный признак взросления.

Для некоторых родителей, считающих, что их ребенок «отстает» в развитии, потому что до сих пор писает в памперсы, хотя уже должен проситься на горшок (например, потому, что его ровесник — сын соседки — уже давно это делает), эта проблема становится крайне актуальной, и они прилагают колоссальные усилия, чтобы привить ребенку навыки туалета. И если ребенок не поддается обучению, они начинают думать (и рассказывают об этом другим), что приучение к горшку — тяжкий труд.

На самом деле, если не торопить время, учитывать закономерности естественного развития ребенка, приучение его к горшку происходит довольно легко, как бы само собой.

Во-первых, надо знать: для того чтобы ребенок смог успешно усвоить навык туалета, его организм должен достичь определенной степени зрелости. Как правило, эта зрелость не наступает до 1,5 лет.

На всем протяжении первого года жизни ребенок не отслеживает и не контролирует работу своего мочевого пузыря и кишечника; акты мочеиспускания и дефекации осуществляются у него непроизвольно, по мере их заполнения. Он вообще долго не осознает, что с ним при этом происходит. Процессы отправления физиологических потребностей регулируются безусловными рефлексами.

Должно пройти некоторое время, чтобы ребенок приобрел способность к саморегуляции процессов мочеиспускания и дефекации: чтобы созрели его органы, принимающие участие в отправлении физиологических потребностей, чтобы стала достаточно зрелой нервная система, способная к формированию условных рефлексов, с помощью которых эти акты регулируются и управляются.

Внимательные родители могут определить, когда их ребенок становится способным к этому. Чем более зрелым является ребенок в физиологическом отношении, тем легче им будет сформировать у него навыки опрятности. Родителям надо учесть, что способность к регулированию акта дефекации формируется быстрее, чем акта мочеиспускания. При регулярном стуле у ребенка первого года жизни можно практически безошибочно определять, когда он готов справить нужду, и подставлять горшок. Обычно первые попытки усадить ребенка на горшок родители предпринимают, когда ребенок уже способен довольно устойчиво сидеть — в возрасте около 8 месяцев. Но даже в случае успеха утверждать, что ребенок этого возраста уже приучился к горшку, нельзя, потому что ни о какой осознанной регуляции актов очищения кишечника и мочевого пузыря со стороны ребенка речи не идет. Только на втором году жизни он становится способным произвольно сдерживать акт дефекации. С этого возраста ребенок готов к сознательному использованию горшка.

Детей с нерегулярным стулом в первый год жизни приучить к горшку практически невозможно, как бы ни старались его мама и папа. Им нужно подождать, когда ребенок станет старше.

Во-вторых, необходимо учитывать, что не все дети созревают и становятся способными к саморегуляции одновременно, существуют индивидуальные различия в этом процессе. Именно поэтому дети одного и того же возраста начинают проситься на горшок и самостоятельно справлять нужду в разное время. И не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми, подгонять его под более «развитых».

Иногда нетерпеливая мать, считающая, что ее ребенок уже способен всегда справлять нужду соответствующим образом, испытывает разочарование, если он пока отказывается это делать. Она становится все более настойчивой, требовательной к нему, стараясь ускорить формирование навыка опрятности, но эти ее старания оказываются неэффективными, а иногда и идущими во вред их отношениям (особенно если мать стыдит и наказывает малыша за испачканную одежду).

В-третьих, как и при обучении любым другим навыкам, наибольшее стимулирующее влияние оказывают не принуждение и наказание, а поощрение.

По мнению известного всем доктора Бенджамина Спока, основным стимулом, который способствует формированию навыков туалета у ребенка, является желание доставить матери удовольствие. Если ребенок видит, как его мама радуется, когда он использует горшок по назначению, как хвалит его, у него возникнет сильное желание делать это всегда.

Проситься на горшок дети, как правило, не начинают ранее полутора лет. Хотя есть такие, которые делают это несколько раньше, а есть и такие, которые не просятся на горшок и до двух лет. Многое зависит от особенностей развития ребенка, но многое — и от поведения его родителей. Если они дают малышу понять, что для них очень важно, чтобы он сообщал им, когда ему необходимо справить нужду, если поощряют его каждый раз, когда он делает это, он будет стремиться доставлять им это удовольствие просто потому, что любит их.

После полутора лет многим детям становится неприятной мокрая, грязная одежда, они стремятся поскорее снять ее. И когда они понимают, что можно избежать пачка-ния одежды, если вовремя сообщить родителям о том, что хочешь в туалет, они делают это сами, без принуждения — используя все доступные им средства (звуки, слова, жесты и др.).
Важно отслеживать эти моменты — незамедлительно усаживать ребенка на горшок на 5-10 минут и поощрять, если горшок был использован по назначению. Ребенок будет горд тем, что смог доставить родителям удовольствие.
Если же ребенок просидел это время без всякого результата, его не следует заставлять сидеть на горшке до тех пор, пока он не сделает то, что нужно, не следует и порицать. Вообще, надо стараться скрывать свое огорчение и разочарование. Лучше просто попросить ребенка сообщить в следующий раз, когда он захочет в туалет.
Если же ребенок в этом возрасте имеет регулярный стул, но не просится в туалет сам, его можно усаживать на горшок в то время, когда у него обычно происходит опорожнение кишечника. Если ребенок сделал то, что от него ждали, его необходимо похвалить и попросить в следующий раз сообщить маме, когда он захочет в туалет. Если все старания матери ни к чему не приводят, лучше отложить эти попытки на какое-то время.

Иногда бывает так, что в конце второго года жизни ребенок, который до этого уже успешно пользовался горшком, вдруг как бы возвращается на более раннюю ступень развития. Он может попроситься на горшок, но ничего не сделать, просидев на нем довольно долгое время, а как только встанет с горшка, тут же испачкает памперсы. Чаще всего такое поведение свидетельствует не об упрямстве ребенка, а о том, что раньше его успехи на горшке определялись условными рефлексами, включающимися в ответ не на заполнение кишечника, а на слова и звуки матери, стимулирующей его -: справлению нужды (например, «ка-ка-ка»). Теперь же, став старше, ребенок отказывается подчиняться этим сигналам, если его кишечник не заполнен и не готов к опорожнению. Происходит такое чаще с мальчиками, чем с девочками.

В возрасте около двух лет большинство детей уже приучены к горшку. Даже те, которых не приучали к нему специально, стремясь подражать взрослым, сами просятся на горшок. Хотя полностью осуществлять этот процесс они еще не могут: им требуется чтобы с них сняли трусики, посадили на горшок и т. д. Выполнять всю процедуру самостоятельно дети приучаются только к трем годам.

Отношение родителей к проблеме привития ребенку навыков туалета не однозначное. Некоторых это очень заботит, они стремятся как можно раньше выработат у своего малыша соответствующую привычку. Другие считают, что ребенок сам постепенно научится регулировать свои естественные процессы, поэтому никаких специальных усилий для формирования навыков опрятности не прилагают. Среди них есть и такая категория родителей, которые полагают, что слишком раннее и требовательное приучение ребенка к горшку может нанести непоправимый вред его хрупкой психике. Эти опасения имеют под собой некоторые основания: в психолого-педагогической литературе отмечается, что иногда дети, которых слишком строго приучали к горшку, становятся упрямыми и непослушными.

Но, очевидно, причина этих нарушений кроется не в самом факте формирования навыка опрятности, а в том, что родители слишком торопились или не нашли правильного подхода к своему ребенку. Ведь нельзя забывать, что нет универсального метода приучения к горшку, подходящего для всех детей. К каждому отдельному ребенку должен быть свой подход. А его родителям необходимы терпение и оптимизм — вера в то, что ребенок обязательно научится регулировать свои процессы.

Иногда родители жалуются на ребенка, считая, что он «из вредности» отказывается пользоваться горшком. Такие случаи бывают — действительно, есть дети, которые сопротивляются усаживанию на горшок. Бывают и описанные в педиатрической литературе (например, у доктора Спока) случаи «психологического запора» — когда ребенок намеренно сдерживает акт дефекации, сидя на горшке. И такое упорство, под которым часто лежит стремление доказать свою независимость, может длиться довольно долго (несколько недель). Некоторые дети могут «бояться» горшка и сопротивляться усаживанию на него очень активно.

Надо помнить, что в этих случаях также наиболее эффективными мерами будут не наказания и упреки, а ласковое обращение, уговоры и поощрения. Иногда помогает пример других, более старших детей. А вот попытки сажать ребенка на горшок как можно чаще и держать его там долго, абсолютно безрезультатны. Это только усиливает сопротивление ребенка. Хотя и такие дети, как правило, к трем годам уже успешно используют горшок и не пачкают одежду.
В отношении мочеиспускания ситуация другая — детям труднее научиться управлять мочевым пузырем, чем кишечником. Именно поэтому многие дети и после двух лет еще мочатся в памперсы и не только ночью, но и днем. Обычно девочки начинают раньше проситься на горшок для мочеиспускания, чем мальчики. Чаще всего это происходит с ними во второй половине второго года жизни.

Иногда дети просятся на горшок, когда уже помочились в трусики. Это объясняется не вредностью малыша, а тем, что ему на первых порах гораздо легче заметить мокрую одежду, чем наполненный мочевой пузырь. В этом случае его надо спокойно и ласково попросить сообщать маме (или папе) об этом чуть раньше, пока трусики еще сухие. Постепенно ребенок начнет отслеживать и разделять эти моменты.

Случается, что ребенок, стремясь доставить удовольствие матери, радующейся при каждой его удаче с регуляцией мочеиспускания, начинает проситься на горшок каждые 5-10 минут. В этом случае можно чем-нибудь отвлечь ребенка, ласково поговорить с ним.

Если ребенок не просится на горшок, а матери хочется приучить его к этому, она может начать делать это, когда заметит, что ребенок способен оставаться сухим более 2 часов (например, после дневного сна). Сразу после сна его можно усадить на горшок и попросить помочиться. Если он сделал это, его надо похвалить. Если не сделал — надеть памперсы и подождать следующего раза.

Некоторые дети, способные оставаться сухими весь день, довольно долго не могут регулировать мочеиспускание во время ночного сна. Хотя большинство детей могут просыпаться сухими к 3 годам, некоторые мочатся в постель и после 3 лет. Иногда родители считают, что ребенка следует будить ночью для того, чтоб он помочился. Такой подход не является правильным, потому что нарушает нормальный сон ребенка. Лучше просто подождать, когда мочевой пузырь ребенка окрепнет настолько, что будет способен удерживать мочу на протяжении всей ночи. И не ругать и не стыдить ребенка за мокрую постель. Если это, наконец, случится, — утром он проснется сухим, — его следует похвалить.
Если ребенок относится к горшку как к игрушке, поощрять такое отношение не следует. Это все-таки не игрушка, а предмет, предназначенный для определенных целей, и ребенок должен это четко осознавать.

Стремиться приучить ребенка к горшку, чтобы как можно быстрее отказаться от памперсов (прежде всего, потому, что на них «такие деньги уходят!»), не следует. Памперсы — отличное средство страховки в случаях непредвиденных обстоятельств и долгих прогулок.

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, кандидат психологических наук Надежда Михайловна Зырянова

Обсудить на форуме
(голосов:4)
Похожие статьи:
Моя дочь (1 год 10 мес.) не хочет садится на горшок, хотя до этого все было нормально. Может ей больно писать, потому что она плачет, когда сидит на горшке. Как проверить болеет она или нет?


Отстающих нет!Мы, родители, все одинаковы. Если нам кажется, что драгоценный отпрыск хоть в чем-то уступает другим, - повод бить тревогу! Почему же мы так беспокоимся о том, чтобы наш ребенок непременно вписывался в стандарты развития, а еще лучше - и опережал бы сверстников по всем показателям?

В семейном кругу, у песочницы, ш в ясельной раздевалке «сравнительный анализ» чужих и собственных детей идет полным ходом. «Как странно, что твоя Лиза в год еще не ходит. А ведь ее двоюродная сестра вовсю топала в 10-месячном возрасте!»; «Вам не кажется, что для двухлетнего ребенка Артем говорит просто фантастически? Даже не верится, что он младше Полины!»; «Все мои внуки в 2 годика уже ходили только на горшок. На вашем месте я бы спросила у педиатра, почему Маша отстает»... Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы»

Идеала нет
Психологи и педиатры едины во мнении, что забота о строгом соответствии графикам и нормам развития все глубже внедряется в умы современных родителей. Они получают массу информации о так называемых «нормальных» этапах детского развития и тут же начинают сравнивать. Хотя ни один ребенок в точности не соответствует стандартной модели, описываемой статистикой. Графики, на которых представлены этапы овладения разнообразными навыками и умениями, усреднены. Никогда не следует забывать, что каждый ребенок, как и каждый родитель, абсолютно уникален!

Ребенку 3 года, ночью спит очень крепко, мочится и даже не просыпается, так и спит мокрая, постель меняю ночью, не просыпается. До скольки лет такое положение нормально? Был период (короткий) или просыпалась по нужде, либо не было вообще нужды ночью писить. Пьет не много, перед сном обязательно на горшок сходит.


Прием пищиВ возрасте от 1 до 1,5 года ребенок может зачерпнуть ложкой густую и жидкую пищу, сам держит чашку и пьет, уверенно берет с тарелки хлеб, печенье. Аппетит малыша во многом зависит от соответствующей установки на еду и условий приема пищи. За стол ребенок должен сесть после мытья рук, с хорошим настроением. Важно, чтобы у него было постоянное удобное место за столом.

Побуждают ребенка к самостоятельной еде такие приемы, как поощрение («молодец», «хорошо кушаешь»), спокойное, но твердое требование («доедай кашу, потом получишь компот»). Родители следят за тем, чтобы дети ели аккуратно: не проливали пищу, не крошили и не разбрасывали хлеб, не размачивали его в супе, пользовались салфеткой, не ели из чужой тарелки и не пили из чужой чашки, не выходили из-за стола до окончания еды. Необходимо, чтобы ребенок принимал пищу в строго определенные часы, не отвлекался за столом, не разговаривал много, не смеялся, не кричал. Не следует торопить малыша, хотя некоторые матери невольно приучают своих детей есть быстро и жадно. Такое случается, когда матери кажется, что у ребенка плохой аппетит, и для «стимуляции» его она говорит: «Ешь скорее, а то придет твой братик, все съест и тебе ничего не останется». Конечно, подобное воспитание не годится.

Воспитание у ребенка навыков правильного приема пищи оказывается эффективным только при условии строгого соблюдения родителями гигиенических и эстетических правил.

Воспитание гигиенических навыковВоспитание гигиенических навыков у ребенка начинается с первых месяцев жизни и продолжается в течение его детства, отрочества и юности. Оно осуществляется в тесной связи с нравственным, эстетическим и половым воспитанием.

В грудном возрасте уже проявляется определенная активность ребенка при одевании и раздевании, приеме пищи. На втором году жизни она получает дальнейшее развитие. Вначале с помощью матери, а потом и самостоятельно малыш может снять пальто, ботинки, колготки, положить их на место. Он пытается сам есть, может брать хлеб, печенье.

Правильно воспитанный ребенок в возрасте 11—12 мес просит вытереть запачканные руки и лицо, не облизывает пальцы, не ест руками, просится на горшок, сам умывается.

Следует помнить, что в раннем возрасте и последующие годы детям необходимо выделять для личного пользования посуду, полотенце и другие предметы обихода, поскольку через них могут передаваться такие заболевания, как кариес зубов, ангина, фурункулез, туберкулез и др. Посуду, полотенце, носовые платки ребенка нужно не только тщательно мыть и стирать, но и кипятить.

Приучаем к горшкуЕсли вашему ребенку исполнилось два года, он, наверное, уже готов к тому, чтобы пользоваться горшком со стульчиком или ходить в туалет и контролировать деятельность мочевого пузыря и кишечника. Дети различаются во всем, даже и в том, как привыкают к туалету.

Нет универсального подхода к привитию "туалeтных навыков", однако есть ocнoвныe принципы, следуя которым можно успешно приучить ребенка к туалету в кратчайший срок и с нaимeньшими затратами труда с вашей стороны.

Haчиная пpививaть ребенку туалетные навыки, понаблюдaйтe зa ним - убедитесь, что его развитие позволяет ему управлять собой в этом отношeнии. Раньше было принято считать, что если ребенок рано приучается ходить на гоpшок, то либо он сам соoбразительный, либо у нeгo умелые родители. Теперь нам известно, что "туалетное" пoведение не зависит от интеллектуального развития, а если вы будете оказывать нажим, пока ребенок не готов пользоваться туалетом, вы pискyeте вызвaть y нeгo пpoтecт, вследствие чего он будет сопротивляться дольше, нежели в том случае, когда родители дождались подходящего момента.

Отучаем малыша от подгузниковМногие родители задаются вопросом «Как научить ребенка пользоваться горшком?».
Изучив рекомендации специалистов по этому вопросу (Споком, Т. Берри Брэзелтоном, Пенелопой Лич и многими другими специалистами), мы пришли к выводу, что все специалисты в той или иной степени склоняются к одному и тому же подходу.
Обобщив их рекомендации можно дать несколько основных советов:

Подождите, пока ребенку исполнится хотя бы два года и станут очевидными его способности:
• Понимать и произносить слова, обозначающие мочу и фекалии («пи-пи», «а-а» и т.п.)
• Выполнять простые указания
• Спускать и натягивать штанишки
• Понимать, когда подгузник мокрый или испачкан и просить сменить его
• Оставаться сухим в течение примерно двух часов после смены подгузника
• Иметь регулярный стул
• Гордиться тем, что научился новому
• Подражая вам или кому-то другому, пользоваться туалетом




А не рано ли нам в школу?Дети – цветы жизни! И каждый родитель, считая своего ребенка самым умным, красивым и талантливым, желает дать ему как можно больше и как можно быстрее. И поэтому многие, восхищаясь своим уникальным чадом, пытаются побыстрее спровадить того в школу. Но готов ли ребенок перейти в трудный мир учебы, когда этого хочет родитель? Какие последствия могут возникнуть в результате несвоевременного отправления ребенка в мир трудолюбия и ответственности? И в каком все-таки возрасте лучше отводить вашего малыша в школу?

Календарь развития: Одиннадцатый месяцМалыш учится ходить, а мама готовится к первому дню рождения крохи!

Как приучить ребенка к горшкуНачинать приучать малыша к горшку следует с того времени, когда ребенок научится сидеть и в том возрасте, когда он хорошо обучается – с 8-12 месяцев. Приготовьтесь к тому, что для обучения ребенка ходить на горшок может понадобиться несколько месяцев или даже год.

Комментарии к статье Приучаем ребенка к горшку:
ЕленаПользователи
 Комментирует: Умкина  | 19 августа 2011 11:44 | Статус: Пользователь offline
Полезная статейка :)
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!