Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Посещаете ли Вы форум сайта?
Да
Нет
Иногда
Очень редко
 

Лучшие статьи
Теги

Что умеет малыш от года до 4?

25.08.09 | 6631 | Administrator | Категория: Воспитание и развитие |

Что умеет малыш от года до 4?Малыш подрос, и забавный лепет сменился «взрослыми» разговорами, а робкие шаги – ловкой беготней. Все это стало возможно благодаря тому, что нервная система ребенка постепенно развивалась.

Нервная система самых маленьких похожа на компьютер без операционной системы: все необходимые детали есть, а вот программа, которая запускает работу машины, еще не отлажена. У новорожденного малыша уже сформированы все отделы нервной системы (головной и спинной мозг, периферические нервы, проводящие импульсы к мышцам и органам и обратно), но ее структуры еще не созрели, да и связи между участками пока не установлены. Постепенно решить все эти важные задачи нервная система должна к концу первого года жизни. Следующий этап – наладка программы. Все участники нервной системы вступают в активную работу, связи между отделами улучшаются, налаживается координация движений, чувство равновесия, моторика. Результаты этих усовершенствований замечают все вокруг: кроха начинает ходить, говорить, становится все более ловким и умелым.

ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ?

1 год
Самостоятельно ходит, приседает, встает, может забраться на стул.
Подолгу лепечет; выговаривает десяток слов; подражает звукам; повторяет слова за взрослыми.
Узнает предметы на картинке; показывает части своего тела.
Собирает пирамидку, открывает и закрывает коробки.

2 года
Ходит, бегает, может сам подняться и спуститься с лестницы.
Способен сдерживаться, когда хочет в туалет; пользуется горшком.
Говорит простые предложения; знает около сотни слов.
Четко видит, определяет на глаз расстояние.
Умеет одеваться и раздеваться.
Пользуется ложкой и расческой по назначению.
Держит карандаш, рисует, лепит.

3 года
Много двигается, бегает, прыгает.
Без умолку говорит, задает много вопросов; словарный запас достигает 250–300 слов; в речи появляется слово «я».
Общается с другими детьми.
Знает свое имя и фамилию; запоминает простые стихи и мелодии; рассматривает рисунки в книгах; слушает рассказы по картинкам.
Способен сосредоточиться на 5–10 минут; может ненадолго занять себя самостоятельно.

4 года
Танцует; уверенно координирует движения рук и ног.
Становится более выносливым, может гулять подолгу.
Свободно говорит; использует сложные предложения, речь становится более образной.


1–2 года

Двигаемся
У ребенка созревают оболочки нервных волокон, по которым проходят двигательные импульсы (этот процесс называется миелинизацией). Благодаря этому кроха может осваивать положенные в его возрасте навыки движения: например, с 9 месяцев учится стоять, а к году – ходить. По мере того как малыш растет, отделы нервной системы начинают работать все более согласованно. Между ними понемногу налаживается связь: это происходит за счет отростков нервных клеток (аксонов и дендритов), которые разветвляются и как сеть охватывают и соединяют все больше участков коры головного мозга – например, кору и мозжечок. В результате для малыша становятся возможны целенаправленные, скоординированные движения, и это сразу же отражается на его способностях. Если 4-месячный кроха неуверенно тянет ручки к игрушке и часто промахивается, то годовалый может цепко схватить ее одной рукой, а второй при этом трясти погремушку.

Связи между клетками коры головного мозга и мозжечка укрепляются больше – и малыш начинает ходить, сначала покачиваясь, а потом все увереннее, чтобы к 1,5 года осваивать пространство не только по горизонтали, но и по вертикали: взбираться на стул или диван, кататься с горки. А в 2 года кроха может не только ходить, но и быстро бегать.

У ребенка понемногу развивается координация, то есть совместные и, что очень важно, слаженные движения разных мышц. Именно это удивительное свойство, например, позволяет нам ходить, сохраняя равновесие, и удерживать в руках предметы, не роняя их. А двухлетний малыш с его помощью может ловко поймать брошенный ему мяч и кинуть его маме.

Играем
Забавы годовалых малышей просты: смотреть на родителей и по­дражать им. Кроха с упоением гремит крышкой кастрюльки, как мама; звонит по телефону, как папа. За этими нехитрыми развлечениями скрываются древние рефлексы нервной системы – игровые и подражательные. Они свойственны не только человеку, но и животным: посмотрите, например, на возню котят, которые нападают друг на друга, как настоящие охотники. Именно в игре и зверята, и ребята осваивают возможные жизненные ситуации. Ближе к 2 годам детские игры понемногу усложняются: у них появляется своего рода сюжет (например, накормить и уложить спать куклу), а круг участников расширяется – кроха привлекает к своим забавам взрослых и других детей. Так ребенок понемногу осваивает искусство общения.

Говорим
В работе нервной системы малыша наступает новый этап: у него появляется речь. До года главным средством общения для ребенка был плач, а ближе к 12 месяцам он начинает произносить первые осмысленные слоги и слова: кроха уже хорошо понимает, что «ма» – это мама, «ав-ав» – собака, «ж-ж-ж» – машина.

Чтобы кроха начал говорить и понимать обращенные к нему слова, у него должна сформироваться так называемая вторая сигнальная система, которая есть только у человека, – связь между словесными сигналами и смыслом, который за ними стоит. До года малыши не слишком хорошо понимают слова родителей, ведь младенцы реагируют на более конкретные сигналы: интонацию, прикосновения, ощущения, запахи (специалисты называют все это первой сигнальной системой, которая есть и у животных). Зато теперь, чтобы ребенок отошел от горячей духовки, маме не нужно уводить его, достаточно сказать: «Нельзя». К 2 годам болтунишки тараторят без умолку – часто на своем собственном языке. Чтобы кроха поскорее перерос «птичье наречие», родителям важно не переходить на речь малыша, а произносить все слова правильно, поощряя ребенка следовать своему примеру.

3–4 года

Двигаемся
К этому времени малыш уверенно координирует движения рук, ног и корпуса; хорошо держит равновесие. Теперь ребенок может учиться танцевать, кататься на лыжах или коньках, заниматься гимнастикой.

Малыш больше не семенит маленькими шажками: длина его шага увеличивается, а темп ходьбы замедляется. Кроха становится стройнее: к 4 годам у него вырабатывается правильная осанка, распрямляются плечи. Благодаря развитию нервной системы движения ребенка совершенствуются и усложняются. У малышей развиваются мелкие движения рук – моторика, и кроха учится застегивать и расстегивать пуговицы, собирать конструктор и паззл из маленьких деталей, рисовать, лепить. Если родители начнут развивать у ребенка эти умения, они смогут воспитать в нем способности к рисованию, рукоделию, да и просто красивый почерк, ведь все это закладывается именно теперь.

Учимся, играя
Одна из особенностей нервной системы малышей 3–4 лет состоит в том, что процессы возбуждения в коре головного мозга распространяются легче, чем процессы торможения – последние еще недостаточно сформированы. А потому ребенок не может подолгу сосредотачиваться на выполнении какого-то задания, его предел – 5–10 минут. Все это очень важно учитывать родителям, ведь именно в этом возрасте многие начинают обучать детей иностранным языкам, музыке, танцам. Главное правило обучения: не переусердствуйте, иначе рискуете не только вызвать у ребенка стойкую неприязнь к урокам, но и переутомление.

В 3 года игра помогает ребенку осознать свое «я», почувствовать себя самостоятельной личностью, больше не спаянной с родителями. Этот этап очень важен для развития нервной системы и психики. «Я сам!» – то и дело повторяет малыш и пробует самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, причесываться.

Говорим
Свершилось: малыш покорил одну из самых трудных вершин в работе нервной системы – речь. Мышцы, которые участвуют в образовании звуков (губ, языка, нёба, гортани, глотки), теперь работают более слаженно, и кроха наконец одолевает многие не поддававшиеся ранее звуки. Ближе к 4 годам для ребенка наступает этап вопросов: он общается с другими людьми, задает бесчисленные вопросы, учится выстраивать отношения со своими сверстниками.

ТАТЬЯНА ШВАБРИНА, детский невролог, заслуженный врач РФ

Источник Wday.ru


Обсудить на форуме
(голосов:0)
Похожие статьи:
Важные измеренияЭти цифры пользуются особым вниманием врачей и мам, ведь они могут многое рассказать о том, как растет и развивается кроха. Речь идет о таких показателях, как вес, рост и объем головы малыша.

Если 9 месяцев беременности прошли без осложнений, ребенок, скорее всего, появится на свет с весом 3–3,2 кг. Сразу после рождения большинство грудничков теряют до 10% веса, избавляясь от накопившегося кала и лишней жидкости. Но уже за неделю малыши восполняют потери, и в каждый из первых 3 месяцев набирают примерно по 700 г.

Многие молодые мамы сразу начинают переживать, заметив, что их чадо весит чуть меньше, чем положено. Эти волнения оправданны, поскольку от заветных килограммов действительно зависит многое: рост, работа иммунной и нервной системы малыша. Но сначала стоит разобраться, есть ли повод для волнений, ведь каждый малыш развивается в своем темпе, и небольшие «вариации» вполне допустимы.

Как разговаривать с малышом?Как лучше общаться с малышом – на равных или сюсюкая? Что должен уметь говорить двухгодовалый ребенок? Все о развитии навыков речи у ваших детей в практикуме.

У вас наверняка есть знакомые дамы средних лет, которые – едва в поле видимости появляется ребенок – теряют дар нормальной человеческой речи, переходят на приторный ультразвук, и если вместо усюсюканий и причмокиваний произносят-таки что-то членораздельное, то складывается ощущение, что это слово предназначено для слепоглухонемого. Дети постарше, как правило, реагируют на такое поведение, медленно отползая подальше от безумной тети. А вот малыши кажутся весьма заинтересованными. Все дело в разнице восприятия.

Топ-топ, топает малышПервые шаги. Родители ждут их с нетерпением и беспокойством. Особенно если сверстники малыша уже вовсю бегают. «Ну почему же наш никак не пойдет?!» -начинают нервничать взрослые, когда и после года кроха не предпринимает никаких попыток пойти самостоятельно. Однако стоит ли беспокоиться? Отвечает врач-педиатр, к. м. н. ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВА.

Каждый по-своему
Не стоит постоянно сравнивать вашего малыша с другими детьми, развитие каждого ребенка протекает индивидуально. Разумеется, существуют определенные нормы физического, психического и интеллектуального развития ребенка, но они могут варьироваться в зависимости от многих факторов - от размеров тела до наследственности. К примеру, крупным и тяжелым малышам требуется больше времени для освоения координации движений, им сложнее держать равновесие, чем легковесным детям. По общепринятому среди медиков мнению, ребенок считается «поздно-ходяшим», если он пошел не раньше 15 месяцев. В то же время каждый десятый малыш делает свои первые шаги в период от 15 до 18 месяцев. В этом возрасте ребенок развивается сразу в нескольких направлениях: исследует окружающий мир, учится жестам, имитации звуков. Если кроха больше сосредоточен на интеллектуальном развитии, физическое может слегка запаздывать. Если малыш до сих пор не встал, но очень старается (приподнимается, пытается ходить, держась за предметы), а помимо этого, делает успехи в других областях (понимает обращенную к нему речь, произносит звуки, самостоятельно кушает) - то поводов для беспокойства нет. Но если у ребенка имеются серьезные «пробелы» сразу в нескольких областях, стоит записаться на консультацию к невропатологу: он после обследования направит к физиотерапевту. Чаще всего после прохождения курса физиотерапии ребенок начинает ходить.

Тренинг для оратораЕсли уж будущим родителям
советуют беседовать со своим
малышом, пока он ожидает
появления на свет, то уж
дождавшимся сего знаменательного
момента сам Бог велел.
Когда же начинать, спросите вы?
Да практически сразу, как только
вы увидели его впервые…

Чтобы у малыша поскорее развязался язычок, вам самой придется стать птицей Говоруном. Да, да, именно так, ведь постоянный речевой контакт с ребенком – залог правильного эмоционального и умственного развития. Сюсюкать или лепетать на детский манер не стоит: от ваших с ним разговоров и вашего произношения зависит развитие культуры его речи, то, насколько будет обогащен его словарный запас. Ваши слова должны быть яркими по своей эмоциональной окраске, а речь разборчивой и ясной, ведь по тону вашего голоса и манере общения дети сразу чувствуют ваше настроение и отношение к ним, начинают понимать, радуют они вас или огорчают.

Рождение первого словаКак хочется родителям услышать от своего малыша заветные «мама» и «папа»! Но и то, что он лопочет, – это тоже слова, пусть даже их понимают только самые близкие.

«Этапы большого пути»

Для удобства оценки достижений малыша врачи делят первый год жизни на четыре этапа: от рождения до трех месяцев, от четырех до шести, от семи до девяти и от десяти месяцев до года. С точки зрения развития речи, первые два – подготовительные: в это время происходит формирование эмоционального общения со взрослым. На этой основе в следующие шесть месяцев будет развиваться уже речевое общение.

Ползком к успехуОпределенный отрезок своего жизненного пути младенец должен проползти – в прямом смысле этого слова. Такой вид передвижения не только тренирует мышцы, но и способствует общему развитию. Хочу двигаться сам!
Ребенок растет, меняется, хватает игрушки, двигается, переворачивается со спины на живот, но для достижения своей цели ему необходима помощь. Чтобы рассмотреть что-то, увидеть, кто пришел, понять, откуда доносится звук, обязательно нужен взрослый, который «доставит» малыша в интересующее его место. Но вот ребенок начинает ползать, и перед ним сразу открываются новые возможности. Нетерпеливые мамы и папы сразу хотят, чтобы малыш пошел, – не торопитесь, подождите немного. Давайте задержимся на этом новом этапе. Ползание – важнейшая веха в детском развитии.

Календарь развития: Двенадцатый месяцПразднуем первый день рождения!!!

Календарь развития: Одиннадцатый месяцМалыш учится ходить, а мама готовится к первому дню рождения крохи!

Почему малыш не говорит? Аллалия. Основные причины задержки появления речи у ребенкаСуществует несколько основных причин задержки появления речи у ребенка. При темповой задержке речевого развития у малыша сдвигаются только сроки появления речи. Начав говорить, ребенок быстро догонит своих сверстников. Очень часто такие дети быстрее своих сверстников осваивают ходьбу, и, несмотря на отсутствие речи, они смышленые и любознательные. Задержка речевого развития может быть, если...

Развитие речи Для того, чтобы ребенок заговорил, мало желания родителей, малышу как минимум нужны зубы, максимум – мышление, которое должно начать работать «на полную катушку», тем самым, помогая накапливать словарный запас.

Комментарии к статье Что умеет малыш от года до 4?:
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!