Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Посещаете ли Вы форум сайта?
Да
Нет
Иногда
Очень редко
 

Лучшие статьи
Теги

Развитие речи

09.04.07 | 8776 | Lacki | Категория: Архив публикаций |

Развитие речи Для того, чтобы ребенок заговорил, мало желания родителей, малышу как минимум нужны зубы, максимум – мышление, которое должно начать работать «на полную катушку», тем самым, помогая накапливать словарный запас. Сегодня, дорогие родители, мы взялись за очень непростую тему. За раскрытие тайны речи, формирование которой невозможно без мышления, обещана ни много, ни мало Нобелевская премия. Впрочем, мы не будем лезть в научные дебри, за которые обещано столь высокое вознаграждение. Я попробую «раскрутить клубочек» детской речи ровно настолько, насколько про это необходимо знать родителям, чтобы не волноваться почем зря. Все дело в…мозге!

Каждое слово и даже каждый звук, произнесенный мамочкой, не пропускается маленькими ушками – все тщательно анализируется и запоминается. Так что не думайте, что малышам все равно, говорят с ними или нет, -- крохи уже практически с самого рождения «наматывают сказанное на ус», начиная потихоньку постигать азы речи. Для того, чтобы мамочкам было понятнее, что же происходит в маленькой головенке, когда с ним разговаривают, давайте отправимся в своеобразное путешествие и проследим «за судьбой» слова «мама». Итак, как только вы произнесли «мама», сначала -м-, потом -а- «попадают» в ушные каналы малышонка и «задевают» там особые клеточки, называемые слуховыми рецепторами. Рецепторы слуха тут же включаются в работу, мгновенно реагируя на услышанное, и «ма-ма» «перебрасывается» в височный отдел мозга при помощи специальных нервных клеток (дендритов и аксонов). В этом отделе тщательно «обрабатывается» и анализируется каждый «вошедший» звук и интонация, после чего мозг посылает команду лобному отделу, а тот, в свою очередь, «заставляет» кроху реагировать на услышанное (улыбка, гуление, подворачивание головки и т.д.).

Чтобы говорить, надо мыслить

Возникает вопрос: почему детки не начинают сразу говорить то, что слышат? Во – первых, мышление малыша еще не «доросло» до возможности понимать обращенную к нему речь и соотносить слово с предметом. Во – вторых, ребенок пока не способен «управлять» своим язычком, так чтобы он правильно «становился» «под каждый звук». И в – третьих, ни один младенчик не может похвастаться полным набором зубов (а ведь без них не много звуков произнесешь). А теперь рассмотрим все перечисленные причины подробнее.

«Разбираться», что же там такое мамочка говорит, малыш начинает потихоньку к 9-10 месяцам. В этом возрасте речь становится компонентом мышления. А это значит, что ребенок уже не просто «слушает» слова, а начинает соотносить их с человеком или предметом. Как правило, первое «соотнесение» в своей жизни малыш делает со словом «мама», т.к. оно звучит чаще других и сама мамочка («объект соотнесения») постоянно находятся рядом. Поначалу, конечно, «попадание в цель» и правильно сказанное «мама» происходит неосознанно, но когда малыш слышит со стороны родителей радостные восклицания и получает внимание мамули, то стремится повторить слово, вызвавшее столь бурную реакцию. Постепенно кроха начинает понимать, что каждое произнесение «мама» дает результат – мамочка тут же на него реагирует. По такой же схеме усваиваются и другие слова.

Без зубов и языка – никак

Мамочки, попробуйте-ка понаблюдать «за поведением» своего… языка. Для этого сначала «рыкните» (произнесите звук Р) и понаблюдайте за тем, куда язык «встал», а теперь скажите «м» -- движения языка будут различными. А ведь мы только коснулись двух звуков! А сколько их всего?!!! И ребенку каждый из них нужно научиться произносить. Без этого «разговориться» кроха не сможет. Поэтому малышам не по силам вот так сразу «выучить» все слова. Для начала под каждый звук нужно научиться «подстраивать» язычок.

Только вот здесь, есть одно но…«Настраивай» его или нет, а без зубов говорить сложно. Они становятся своеобразной преградой для некоторых звуков и служат «опорой» для языка: попробуйте сказать «т» -- язык упирается в зубы…Так что, дорогие родители, пока не прорежутся хотя бы первые 6-8 зубиков, «поговорить» с крохой, как бы вам этого не хотелось, не получится.

Речь – уловный рефлекc

С самого рождения человек получает от природы набор врожденных рефлексов, они заложены генетически. У малюток с самых первых дней жизни сформирован артикуляционный аппарат, поэтому они умеют сосать, глотать, кричать. Их никто этому специально не обучает. Так же, как и писать, какать, реагировать на боль, температурные колебания. Все эти рефлексы являются врожденными (безусловными). А вот речь относится к условным (приобретенным) рефлексам. Т.е. если бы родители не показывали пример своим малышам (не говорили), то и крохи не стали бы этого делать. Поверьте, не из «любви к искусству» психологи советуют мамам и папам разговаривать с детьми с самых пеленок. Это необходимое условие для возникновения речи у ребенка. Как малыш научится сначала подражать, а потом и осмысленно выговаривать слова, если их не будут постоянно произносить родители? Кстати, особое внимание тому, что и как вы говорите, стоит начинать уделять уже с месяцев 8-9. В этот период нужно не просто произносить слово, но и показывать на сам предмет, который оно обозначает. Тем самым вы будете помогать малышу понять, о чем или о ком ему говорят.

Почему одни «говорят», а другие «молчат»?

Почему же одни детки начинают говорить раньше, а другие позже, и на какие показатели развития следует опираться для того, чтобы узнать, нормально ли у малыша развивается речь? Мы с вами выяснили, что речь не появляется ниоткуда. Для ее возникновения нужны: мышление и «атрибуты» артикуляционного аппарата (язык и зубы).

В итоге у малыша может «не хватать» зубок для того, чтобы заговорить, или он не хочет «тренировать» свой язычок, проще говоря, лентяйничает, ну а мышление у каждого развивается своими темпами.

Во сколько лет ребенок должен говорить?

Когда сольются воедино все компоненты, необходимые для возникновения речи, ребенок начнет произносить свои первые слова, приводя в восторг уставших от ожидания родителей. У каждого малыша это происходит в «свое» время. И нет никакого смысла сравнивать речевые успехи своего крохотунчика с успехами деток-ровесников. Но определенные данные, на которые ориентируются психоневрологи и логопеды, конечно, существуют.

Доречевое и речевое развитие детей:

1-6 месяцев – малыши сосредотачиваются, при звуках мамочкиного голоса начинают гулить, оживляются при общении со взрослыми (активное гуление) и учатся отличать неречевые звуки от голоса родных;

6-7 месяцев -- малыш «доростает» до лепета и начинает понимать обращенную речь;

8-9 месяцев – кроха реагирует не только на обращение мамы и папы, но и на речь незнакомых людей. В лепете появляются не просто слоги, а так называемые лепетные слова («ма-ма», «ба-ба»), однако, они еще не соотносятся с предметами и людьми. Ребенок активно общается жестами, играет в «ладушки», знает свое имя.

10-12 месяцев – в словарном запасе крохи имеется уже 3-5 лепетных слов, которыми малыш пользуется. Также малыш понимает простые инструкции типа «поцелуй маму», «нельзя», «возьми».

15 месяцев – понимание простых инструкций, увеличение словарного запаса до шести слов;

1,5 года – малыш должен уметь показать хотя бы одну часть тела и знать от 7 до 15 слов;

1 год 9 месяцев – ребенок показывает 3 части тела, употребляет слова «я», «ты» (местоимения) и использует фразу из 2 слов («мама, ди» (мама, иди) , «дай ляля» (дай куклу) и др.));

2 года – словарный запас увеличивается до 40 слов, малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»).

2-2,5 года – ребенок имеет представление о числе один, может повторить две цифры (один и два) в правильной последовательности. Знает значение предлогов в конкретной ситуации, т.е. понимает смысл вопросов типа «На чем ты сидишь?» и может ответить на них.

2,5-3 года – словарный запас ребенка варьирует от 250 до 500 слов. Малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке с опорой на картинку или без нее, начинает активно задавать вопросы (возраст «почемучек»).

Многие мамочки могут, взяв вышеперечисленные данные на вооружение, начать считать, сколько слов употребляет кроха при общении. Но не стоит торопиться. Если один малыш в возрасте 3 лет знает 850, а другой 200 слов, это еще ни о чем не говорит. У взрослых людей тоже может быть совершенно разный словарный запас (любой из нас в сравнении с Элочкой Людоедкой - просто гений, но в то же время «нагнать» Пушкина вряд ли кому удастся).

Источник: http://rebenok.by/articles/stature/study/~id=749
(голосов:6)
Похожие статьи:
Что умеет малыш от года до 4?Малыш подрос, и забавный лепет сменился «взрослыми» разговорами, а робкие шаги – ловкой беготней. Все это стало возможно благодаря тому, что нервная система ребенка постепенно развивалась.

Нервная система самых маленьких похожа на компьютер без операционной системы: все необходимые детали есть, а вот программа, которая запускает работу машины, еще не отлажена. У новорожденного малыша уже сформированы все отделы нервной системы (головной и спинной мозг, периферические нервы, проводящие импульсы к мышцам и органам и обратно), но ее структуры еще не созрели, да и связи между участками пока не установлены. Постепенно решить все эти важные задачи нервная система должна к концу первого года жизни. Следующий этап – наладка программы. Все участники нервной системы вступают в активную работу, связи между отделами улучшаются, налаживается координация движений, чувство равновесия, моторика. Результаты этих усовершенствований замечают все вокруг: кроха начинает ходить, говорить, становится все более ловким и умелым.

Как разговаривать с малышом?Как лучше общаться с малышом – на равных или сюсюкая? Что должен уметь говорить двухгодовалый ребенок? Все о развитии навыков речи у ваших детей в практикуме.

У вас наверняка есть знакомые дамы средних лет, которые – едва в поле видимости появляется ребенок – теряют дар нормальной человеческой речи, переходят на приторный ультразвук, и если вместо усюсюканий и причмокиваний произносят-таки что-то членораздельное, то складывается ощущение, что это слово предназначено для слепоглухонемого. Дети постарше, как правило, реагируют на такое поведение, медленно отползая подальше от безумной тети. А вот малыши кажутся весьма заинтересованными. Все дело в разнице восприятия.

Тренинг для оратораЕсли уж будущим родителям
советуют беседовать со своим
малышом, пока он ожидает
появления на свет, то уж
дождавшимся сего знаменательного
момента сам Бог велел.
Когда же начинать, спросите вы?
Да практически сразу, как только
вы увидели его впервые…

Чтобы у малыша поскорее развязался язычок, вам самой придется стать птицей Говоруном. Да, да, именно так, ведь постоянный речевой контакт с ребенком – залог правильного эмоционального и умственного развития. Сюсюкать или лепетать на детский манер не стоит: от ваших с ним разговоров и вашего произношения зависит развитие культуры его речи, то, насколько будет обогащен его словарный запас. Ваши слова должны быть яркими по своей эмоциональной окраске, а речь разборчивой и ясной, ведь по тону вашего голоса и манере общения дети сразу чувствуют ваше настроение и отношение к ним, начинают понимать, радуют они вас или огорчают.

Английский язык: когда учитьМногие из вас уже столкнулись с проблемой изучения английского языка. И суть её состоит в том, что изучив все времена групп Indefinite, Continious, Perfect и имея словарный запас в 3000 единиц, заговорить на английском не получается, а ещё хуже обстоит дело с пониманием неродного языка на слух. В чём причина: в неправильной методике преподавания, в языковом или психологическом барьере, в отсутствии языковой практики? И в том, и в другом, и в третьем.

Сегодня существует множество курсов, построенных на коммуникативном подходе, групп интенсива и погружения в языковую среду. Главное - выбрать программу, соответствующую вашим целям. Что касается языкового и психологического барьера, то есть центры, занимающиеся их снятием. А языковую среду можно создать искусственно: на английском слушать аудиокниги, смотреть видеофильмы с титрами или без, посещать английские клубы для общения. Вроде бы все три проблемы решаемы, но английский остаётся чужим языком.

Психологи утверждают, что ребёнку намного легче овладеть иностранным языком, чем взрослому. И овладевать родным языком нам приходится в детстве, и мы не заучиваем специально слова, а запоминаем, благодаря многократному повторению их в речи других людей, употреблению фраз в конкретных ситуациях. Формируется в детском сознании определённый образ, и за ним закрепляется то или иное слово. Слыша это слово, ребёнок видит картинку с изображением предмета своим внутренним зрением.

Кризис первого годаУра! Ребенку исполнился год!
Но что такое с ним происходит? Почему он стал такой непослушный? Почему он не реагирует на слово «нельзя» или реагирует, но совсем не так, как хотелось бы?

Да, это все признаки кризисного периода, который начинается примерно в этом возрасте (но может и чуть раньше или чуть позже). У ребенка происходит просто всплеск самостоятельности. А также он начинает очень сильно эмоционально реагировать на непонимание взрослыми его желаний, жестов, мимики, или на невыполнение.

Рождение первого словаКак хочется родителям услышать от своего малыша заветные «мама» и «папа»! Но и то, что он лопочет, – это тоже слова, пусть даже их понимают только самые близкие.

«Этапы большого пути»

Для удобства оценки достижений малыша врачи делят первый год жизни на четыре этапа: от рождения до трех месяцев, от четырех до шести, от семи до девяти и от десяти месяцев до года. С точки зрения развития речи, первые два – подготовительные: в это время происходит формирование эмоционального общения со взрослым. На этой основе в следующие шесть месяцев будет развиваться уже речевое общение.

Календарь развития: Двенадцатый месяцПразднуем первый день рождения!!!

Почему малыш не говорит? Аллалия. Основные причины задержки появления речи у ребенкаСуществует несколько основных причин задержки появления речи у ребенка. При темповой задержке речевого развития у малыша сдвигаются только сроки появления речи. Начав говорить, ребенок быстро догонит своих сверстников. Очень часто такие дети быстрее своих сверстников осваивают ходьбу, и, несмотря на отсутствие речи, они смышленые и любознательные. Задержка речевого развития может быть, если...

Многие родители, записывая детей в школу сталкиваются с неожиданной трудностью. Школьные психологи, пообщавшись с ребёнком, удивленно смотрят на родительницу: мамочка, вы когда-нибудь слышали о логопеде? Оказалось, если у будущего первоклассника есть проблемы с произнесением каких-нибудь звуков, шансы попасть в престижную школу или гимназию у него очень невелики.

Что делать если ребенок говорит грубые слова?Ребенок раннего возраста активно впитывает все, что видит и слышит, что происходит вокруг него.
Он не просто видит и слышит, но и непроизвольно запоминает все увиденное и услышанное. И никто из взрослых не в состоянии запретить ему это делать.

Комментарии к статье Развитие речи:
вигиПользователи
 Комментирует: виги  | 1 ноября 2008 11:34 | Статус: Пользователь offline
Хорошая статья,спасибо!
АленаПользователи
 Комментирует: Lebedenok  | 7 января 2009 19:56 | Статус: Пользователь offline
С Рождеством создателей такого классного сайта!!!
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!