Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Как часто Вы посещаете сайт Мамка.ру?
Ежедневно
2-3 раза в неделю
1 раз в неделю
1-2 раза в месяц
еще реже
 

Лучшие статьи
Теги

Как с ними не просто!

06.06.09 | 5959 | Administrator | Категория: Воспитание и развитие |

Как с ними не просто!«Я ни на секунду не могу остаться одна - он плачет и протестует!»; «Все труднее даются самые простые вещи: накормить, уложить и посадить на горшок. Все со скандалом»; «Почему она все делает мне назло?!». Все это - откровения мам, чьи дети находятся в возрасте от полутора до трех лет. Все шло хорошо. И вдруг изменилось буквально в один миг. Почему?

Новые открытия
Период после 1,5 года психоаналитик Маргарет Малер назвала «психологическим рождением» человека. Первый год жизни мама и малыш очень близки. Именно мама решает, что и когда кроха будет делать. Ребенок растет и постепенно становится более самостоятельным. Он учится двигаться, исследовать мир, играть. Весь предыдущий опыт малыша показывает, что он является центром вселенной. В какой-то степени это действительно так. Достаточно было ему закричать, как к нему подходили, кормили, переодевали, развлекали. Но желаний становится все больше. Он привык, что взрослые их исполняют. Но мама не дает стучать ложкой по столу, не разрешает залезать в мусорное ведро, а на прогулке снимает с качелей и ведет домой. Естественная реакция - протест. В этом возрасте малышу нужно понять, что не только у него, но и у других есть свои чувства и желания. И правила, которым приходится следовать. Это одна из самых важных задач, и освоить ее непросто, на это требуется время. В этом возрасте малыш с нашей помощью учится регулировать свои чувства. Это и есть психологическое рождение маленького человека. Время расставания с прошлыми иллюзиями и время освоения новых навыков общения с миром и людьми.
Вот еще одно объяснение. По мнению американских психологов А. Гопник и Э. Мельдзофф, малыш - исследователь с рождения. Он хочет понять, как устроен окружающий мир. С первого дня своей жизни он изучает свое тело, близлежащие предметы и лица людей. Потом он пытается понять, что можно делать с предметами (бросать, стучать, пробовать на вкус, прятать и т. д.). А затем начинает интересоваться реакциями людей. Что будет, если бросить на пол бабушкины очки или папин мобильный телефон? Маленький проказник знает, что этого делать нельзя, и поглядывает на нас. И действительно забавно, как вытягивается лицо дедушки, если отнять у него газету; какими большими становятся мамины глаза, если рисовать ее губной помадой на кухонной мебели. Самый лучший способ привлечь к себе внимание - сделать что-то запрещенное.

Если малыш не слушается или не понимает, обычно взрослые начинают говорить еще больше: «Я же сказала, сейчас мы идем домой. Сколько можно тебе повторять?!»... Эмоции постепенно накаляются. Ребенок, который упорно стоит на своем, часто не в силах понять, что от него сейчас хотят. Он «слышит» только наше негодование и отвечает
тем же. Постарайтесь в подобных ситуациях говорить более спокойным голосом, а требования формулировать максимально четко.


Я сам!
Дети в возрасте около двух лет очень упрямы. Они постоянно настаивают на своем, отвечая решительным «нет» на многие наши предложения. Да, это шаг в развитии самостоятельности, но он не означает полное отсутствие каких-либо ограничений. В жизни должны быть правила, которые выполняются всеми и постоянно. И чем более последовательно и согласованно близкие ребенку люди настаивают на принятии этих правил, тем легче ему их освоить. Если правил и запретов в семье слишком много либо взрослые ведут себя не очень последовательно, жизнь превращается в постоянную битву. И нередко побеждает ребенок. Есть вещи, которые практически невозможно заставить малыша сделать против его воли: пользоваться горшком и засыпать. И часто именно это становится основным камнем преткновения. Дети отказываются от еды, убегают из-за стола, плюются, тем самым невероятно расстраивая родителей. Малыши не хотят садиться на горшок, выгибаются, слезают с него, прячутся, а спустя несколько минут приходят уже мокрыми. Укладывание в некоторых семьях занимает несколько часов. Ребенок трет глазки, но не сдается: то требует пить, то горшок, то книжку, то еще чего-нибудь. Кризис двухлетнего возраста - нелегкое время как для ребенка, так и для его родителей. Но он не будет длиться вечно. Постарайтесь успокоиться сами и понять, что ребенок ведет себя так не потому, что старается испортить вам жизнь. Он пробует новые стратегии поведения. И ему тоже бывает непросто.

Только спокойствие!
Мы уже знаем, что поведение ребенка связано с желанием добиться внимания близких. Постарайтесь не реагировать очень бурно на нежелательное поведение малыша. В противном случае оно будет повторяться сильнее и чаще. Покажите, что вас не пугают и не шокируют его истерики. Вы разделяете его чувства, но это не заставит вас изменить свою точку зрения. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, когда он ведет себя хорошо. Всегда хвалите его, если он сделает то, что вы его просили. Похвалы много не бывает. И всему свое время. Взрослого человека не надо хвалить за то, что он воспользовался туалетом, но для двухлетнего малыша это пока очень важно.

Как малыши видят мир
! Воспринимают себя как центр вселенной, думают, что мир вращается вокруг них.
! У них пока нет чувства опасности.
! Мало контролируют свое поведение и эмоции, могут испытывать очень сильные чувства-отсюда истерика и готовность бить и кусать.
! Не могут понять, что их действия причиняют другим боль.
! Не знакомы с концепцией време-: ни. Они не понимают, чем минута отличается от часа, что означает «подожди немного».

Учимся называть эмоции
Взрослым людям нет необходимости драться, кусаться и падать на пол, чтобы выразить свои чувства. Понимание первопричин возникновения тех или иных наших эмоций помогает нам контролировать собственное поведение. Малышу, который злится, протестует или испугался, очень важно понять, что с ним происходит и почему. Получить ответы на эти вопросы должны помочь ему мы, взрослые. Для ребенка гораздо полезнее услышать «Я знаю, что ты сейчас злишься» вместо «Не смей сердиться». И помните, что мы можем принимать его эмоции и чувства, но при этом наша задача - показать, что такое поведение нам не нравится.

Игра по своим правилам
В это нелегкое для всех время у малыша накапливается много разных чувств. В наших силах помочь ему справиться с ними. Для этого можно использовать несколько простых, но эффективных приемов.
Полный разгром. Маленьким детям очень нравится ломать и раскидывать. Чтобы эти «разрушительные желания» не приводили к порче вещей, разрешим ребенку сделать это в игре. Сломать построенную нами башню из кубиков; брызгаться на пляже или в ванной из водяного пистолета; сбивать мячиком кегли; кидать в воду камешки; бороться с папой; рвать на мелкие кусочки вату или бумагу - пускай даже летом пойдет снег!
Кричите громче! Иногда можно вместе покричать (только не перед сном!). Например, так, как кричит медведь, когда сердится; слон, когда дерется; кошка, когда боится. А напоследок, чтобы успокоиться, можно тихонько попи-щать, как мышка.
Полет фантазии. Дети очень любят пачкаться! Предоставим им такую возможность. Рисовать пальчиковыми красками, отрывать кусочки пластилина и прилеплять их на бумагу, играть с тестом, песком и водой. При этом важно, чтобы ребенок научился следовать простым правилам: рисуют только на бумаге, а не на полу или стене.

Идем на компромисс
Ребенку, который постоянно говорит «нет» и настаивает на своем, можно помочь, дав возможность выбора. Часто это помогает избежать ненужных баталий. Малыш с меньшей вероятностью откажется переодеваться перед сном, если мы спросим его, в какой пижаме он хочет спать: в синей или зеленой. Он или она будут меньше капризничать за завтраком, если смогут выбрать, что и какой ложкой будут есть и чем запивать. Не стоит спрашивать ребенка: «Ты это будешь?» - с большой вероятностью вы услышите: «Нет!» Детям очень нравится, когда они могут своими решениями влиять на мир вокруг них. Дадим им такую возможность. Тогда в другой ситуации они, возможно, окажутся более покладистыми.

Караул! Истерика!
Если малыш уже закатил истерику, наши аргументы на него вряд ли подействуют. Главное - не терять самообладания. Иногда, конечно, удается отвлечь ребенка, но чаще всего ему требуется некоторое время, чтобы успокоиться. Не стоит пугать малыша, что вы уйдете (или его заберет милиционер), если он не прекратит немедленно. Скажите ему: «Я знаю, что ты сейчас очень расстроился (злишься, обиделся...). Давай попробуем успокоиться, вместе подышим (умоемся ит. д.)». Обязательно похвалите ребенка, если он быстро или самостоятельно успокоился, и только потом объясните ему спокойно, почему не разрешили того, на чем он так настаивал. У активных малышей истерика может возникнуть из-за перенапряжения. В этом случае дайте ребенку немного отдохнуть. Посидите вместе на скамейке, посмотрите вокруг и поговорите. И еще: всегда будьте последовательны. Не стоит, испугавшись истерики, позволять крохе то, из-за чего это случилось. Дети очень умны: если они однажды поймут (а они это поймут, можете не сомневаться), что таким образом можно добиться желаемого, период истерик и скандалов затянется на несколько лет.

В жизни обязательно должны быть правила, которые выполняются всеми и постоянно. И чем более последовательно и согласованно близкие ребенку люди настаивают на принятии этих правил, тем легче ребенку их освоить.

Мама, где ты?
Маленькие дети расстраиваются при разлуке с мамой, как будто потеряли ее навсегда - они еще очень плохо понимают, что такое время. Никогда не пугайте ребенка тем, что вы его оставите. Тем более что это к тому же и неправда. Если приходится уходить и оставлять малыша с кем-то другим, не старайтесь исчезнуть незаметно - он начнет контролировать вас, не отпуская ни на минуту. Оставьте малышу вашу фотографию или вещи. Даже если кроха еще плохо говорит, ему можно звонить в течение дня. Спокойно объясняйте ребенку, что обязательно вернетесь. Психологи рекомендуют чаще играть с маленькими детьми в прятки - на символическом уровне это позволяет ребенку понять, ма обязательно вернется. Наши детские воспоминания сильно влияют на наши методы воспитания. Часто мамы, которых в детстве рано отдали в ясли или детский сад, стараются не выходить на работу как можно дольше и сидеть дома с малышом. И оставляя кроху родственникам даже на час, испытывают сильное чувство вины. Ребенок непременно это почувствует, может сделать вывод, что нахождение без мамы действительно небезопасно, и начнет цепляться за нее еще сильнее. Всегда надо помнить, что возможность мамы отдохнуть, заняться собой, побыть вдвоем с мужем, уделить внимание другим близким очень важны и для ребенка тоже.

СВЯТОСЛАВ ДОВБНЯ, детский невролог
ТАТЬЯНА МОРОЗОВА, клинический психолог
БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА ФОНД КАРЛА МЕЙЕРА (KARL MAYER STIFTUNG)
Журнал «Счастливые родители» (июнь 2009)
(голосов:6)
Похожие статьи:
Как понять младенцаПриродой не предусмотрено выживание ребенка без помощи взрослого. Но как разобраться в том, чего, собственно, он хочет? Почему плачет? Хочет ли он есть, спать или у него болит живот? Тревога по этому поводу абсолютно нормальна, в разной степени она есть у большинства мам. Ведь ребенок не умеет говорить, не понимает вашу речь, не может сообщить вам о своих потребностях, а вы не умеете читать его мысли и не можете быть на сто процентов уверены, что делаете сейчас именно то, что малышу требуется.

100 оттенков плача

Мало толку изучать по книжкам нюансы детского плача. Все дети разные, и подвести их под единую систему попросту нельзя. Для ребенка плач – единственный доступный способ сообщить миру о своих потребностях. Младенец плачет, когда чувствует неудовольствие, дискомфорт. Задача взрослого – понять, чем именно этот дискомфорт вызван.

Ребенок может испытывать голод или жажду, он может устать и, соответственно, хотеть спать. Еще он может испытывать неприятные ощущения от мокрого подгузника или пеленки, у него может что-то болеть, а еще он иногда просто хочет вашего внимания. Словом, причин для плача у малыша более чем достаточно. Поэтому большинство родителей на первых порах начинает действовать наугад, использовать метод «научного тыка» – иного выхода просто нет.

Кризис одного годаЭто серьезное испытание для родителей. Малыш, который недавно был таким послушным, становится капризным и упрямым. Он начинает активно проявлять себя и упорно отстаивать свое «Я».
Татьяна Поляк, психолог

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ
Кризис может начаться и в десять месяцев, и в год, и после года. Вы замечаете, что малыш становится более самостоятельным: после того как он научился ходить, его невозможно остановить. Он начинает ходить сразу после пробуждения и продолжает делать это, кажется, даже во сне. Ему нужно срочно осваивать неизведанные территории, в том числе и такие, куда мама ходить не разрешает. Теперь на запреты ребенок реагирует возмущением - криком, капризами, плачем, упрямством. Если это не помогает, в ход идет тяжелая артиллерия - истерика и падение на землю с художественным дрыганьем ногами.

Поведение ребенка меняется и становится крайне непоследовательным.
* Малыш противится вашему желанию приласкать его, но в то же время совершенно не может без вашего внимания - требует его именно тогда, когда вы заняты или собираетесь уходить.
* Ребенок становится маминым хвостом в буквальном смысле слова - цепляется за ее одежду, не дает маме покинуть дом хотя бы на полчаса.

Такая у них любовьРастить ребенка, играть с ним, чувствовать его любовь и привязанность-самое большое счастье! Однако бывает, что малыш ведет себя агрессивно по отношению к нам. Как реагировать на такое обидное поведение?

Без маски

«Однажды на прогулке я не позволила Вадику (1г. 8 мес.) разуться и побегать босиком, как летом, по песку. Песок был достаточно холодный, и я, естественно, боялась, что он простудится. Я начала объяснять, что можно заболеть, но Вадик не поддавался на уговоры. Он стал толкать меня руками, плакать и кричать «Мама бяка!», - рассказывает Наталья. - Что я должна делать в таких ситуациях, нужно ли мне как-то реагировать?»
Что ж, крохе действительно бывает очень обидно. Дети, да и многие взрослые, не могут маскировать свои эмоции - они говорят все как есть, то, что у них в данный момент в голове.

Понимать слово «НЕТ!»Первые правила входят в жизнь малыша со словом «нельзя»: нельзя трогать, брать, делать.Чтобы научить годовалого малыша верно реагировать на слово «нельзя», родителям потребуется немало времени, терпения и согласованности: если мама запрещает, а папа разрешает, то ничего не получится.

Нельзя!

То, что обычно кажется непослушанием и капризами, в большинстве случаев является попытками малыша стать более независимым. К концу первого года жизни дети начинают познавать границы своих возможностей («Смогу я удержать игрушку или уроню?»), границы вашего родительского терпения («Можно ли бросить бутылочку на пол или мама рассердится?») и даже границы терпения других людей («Заплачет ли Ваня, если я сломаю его песочный замок?»). Именно посредством этих ужасных для родителей ежедневных баталий ребенок самоутверждается и развивает в себе чувство собственной значимости, уверенность в себе, целеустремленность, решительность, настойчивость – все то, что зачастую ошибочно принимается за упрямство.

К 7-8 месяцам малыш уже может понять некоторые устанавливаемые вами правила поведения. Например, слово «нет». Но хотя ребенок в этом возрасте и может понять, что вы недовольны или встревожены, совсем не обязательно, что он вас послушается. Его способности следовать указаниям или контролировать свое поведение еще слишком ограничены.

Если ребенок застенчивОбщительный малыш вдруг превращается в настоящего буку? Советы детского психолога.

Бывает, что в самом неподходящем месте и в самое неподходящее время ребенок, обычно общительный и веселый, замыкается в себе и не хочет разговаривать с незнакомыми людьми, даже если об этом просят родители.

Психологическая особенность
На приеме у педиатра малыш как будто оглох, он перестал слышать обращенные к нему слова, спрятался за маму, а потом громко заревел. Что бы вы почувствовали в такой ситуации? Наверняка, испытали бы неловкость, стали уговаривать его перестать плакать и ответить на вопросы врача, потом рассердились бы: «Как стыдно, что подумают о нас люди…» Распространенная, но неправильная модель поведения взрослого! Не стоит насильно удерживать ребенка, заставлять его общаться, не стоит злиться и отгораживаться от малыша – тем самым вы только закрепите негативную реакцию. В такой момент лучше приласкать ребенка, отвлечь, взять на руки. Позже, когда вы выйдете из кабинета и к малышу вернется хорошее настроение, обязательно спросите его, почему он так себя вел (если, конечно, он уже умеет говорить!).

Но бывает, что такие ситуации повторяются слишком часто. Ребенку все сложнее дается общение с посторонними – и взрослыми, и детьми. Вы замечаете, что он не принимает участия в играх, стоит в сторонке, когда другие дети веселятся.

Кризис – время непростоеЧеловек должен принимать своих близких такими, какие они есть. Однако нередко в нашей жизни случаются ситуации, когда трудности во взаимоотношениях продолжаются неделями, а то и месяцами. Как пережить эти времена и найти мирный выход из кризиса?

Давайте начнем с того, что вообще-то кризис, да еще у ребенка, – это совсем не плохо. Возрастной кризис – это ступенька, удачно преодолев которую, ребенок идет дальше. Конечно, у родителей «переходные этапы» не вызывают бурной радости. Но хотелось бы, чтобы они не вызывали у родителей слишком противоположные чувства. Поэтому познакомимся со ступеньками взросления поближе.

Семь "золотых правил" хороших родителейМамы, папы и детские психологи делятся с вами своими секретами – как воспитать счастливых и уверенных в себе детей.
1.Как можно чаще общайтесь
Чувствовать себя “на одной волне” с ребенком, быть в курсе даже самых незначительных событий его жизни – главное правило “хорошего родительства”. Кажется, вы уже все поняли про своего малыша, а он вдруг “выкидывает” что-то абсолютно новое! Дети растут быстро, а это значит, что вы всегда должны быть очень внимательны и готовы к неожиданным переменам.

4 вопроса о наказанияхЧасто родители не понимают, что же делать с непослушным чадом. Наказывать ли его? Если да, то как? Существуют ли какие-либо правила наказания детей? Попробуем немного разобраться в этом вопросе.

10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершалиВсе родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Как справиться с истерикой ребенкаВсе, кто хотя бы раз сталкивался с детской истерикой, знают, как чувствует себя после этого любая мама: она чувствует себя так, как будто двое суток подряд, не разгибая спины, убирала в поле картошку. А уж если безобразная сцена разворачивается на глазах честной публики…

Комментарии к статье Как с ними не просто!:
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!