Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Как часто Вы посещаете сайт Мамка.ру?
Ежедневно
2-3 раза в неделю
1 раз в неделю
1-2 раза в месяц
еще реже
 

Лучшие статьи
Теги

О самовоспитании и планировании труда школьника

О самовоспитании и планировании труда школьникаШкольный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни.
В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования. Если школьник, ориентируясь на образ жизни родителей, ставит перед собой задачу много работать над собой, чтобы в будущем сделать «блестящую карьеру», из него не получится человека по-настоящему воспитанного и образованного.

К сожалению, есть такие учащиеся, для которых главное — отличная учеба, стремление во чтобы то ни стало получить хороший аттестат зрелости, любой ценой поступить в вуз. Такие «отличники» живут обычно только собственными интересами, равнодушны к нуждам других, не участвуют в жизни школьного коллектива, не считаются с товарищами. Педагоги выделяют и такой «вариант» школьников (к счастью, нечасто встречающийся), для которых стимулом к усиленной работе над собой является желание выделиться, постоянно находиться в центре внимания. Эти учащиеся много и бессистемно читают, слушают радио, смотрят телевизионные передачи на общественно-политические темы, охотно вступают в диспуты, участвуют в других мероприятиях, стремясь при этом блеснуть своей эрудицией, продемонстрировать осведомленность. Такие дети нередко скептически относятся к окружающим, многое без оснований критикуют и берут под сомнение, навязывают свое мнение другим. Умственный и душевный багаж таких подростков или юношей мало приносит пользы другим. Более того, их тенденциозное поведение отталкивает товарищей, усложняет отношения с коллективом.

Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общественное значение.

Какие же средства самовоспитания и самообразования могут положительно влиять на духовный мир и умственную работоспособность учащихся? Их много. Школьник должен научиться не только ставить перед собой цели (например, экономить время, доводить до конца начатое дело), но и проявлять силу воли, настойчивость в преодолении познавательных и других трудностей. Воспитание в себе целеустремленности неотделимо от воспитания трудолюбия, требовательности к себе, внутренней собранности и дисциплины.

Самовоспитание может быть эффективным, если дети и подростки приучают себя относиться к любому делу с чувством ответственности, усваивают не только свои права, но и глубоко осознают свой долг перед семьей, коллективом, обществом. Родители могут и должны помогать детям самостоятельно преодолевать трудности в учебе, труде, в жизни. У них есть прекрасная возможность личным примером учить детей критически оценивать свои поступки, настойчиво заниматься нравственным самосовершенствованием. Дети и подростки учатся познавать себя не только методом самоанализа, но и с помощью семьи, которая помогает школьнику правильно оценить свои достоинства и недостатки, освободиться от вредных привычек и отрицательных черт характера.

Некоторые учащиеся отличаются застенчивостью и робостью, не умеют владеть собой, краснеют при разговоре, боятся выступить перед аудиторией. Они нередко чувствуют себя неполноценными членами коллектива, уклоняются от участия в различных мероприятиях. В.А. Сухомлинский учил школьников подавлять в себе малейшие признаки слабоволия, к которым он относил болезненное самолюбие, обидчивость, раздражительность, капризность, слезливость. Таким детям следует изучать жизнь замечательных людей, учиться у них строить собственный стиль жизни.

Необходимо поощрять стремление ребят вырабатывать полезные привычки: сдерживать данное слово, неукоснительно соблюдать выработанный режим труда и отдыха, делать все аккуратно и тщательно, быть честным в большом и в малом. В.А. Сухомлинский призывал молодежь «утвердить в себе повелителя собственных поступков», уважать себя, сдерживать себя, не искать окольных путей, быть борцом против зла и защитником добра. Он считал, что истинное проявление силы воли возможно лишь у человека высокой морали, имеющего развитое чувство собственного достоинства.

Составной частью самовоспитания является самообразование — умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Не секрет, что одни школьники ограничиваются только программным материалом, а другие стремятся получить обширную дополнительную информацию, проявляя при этом инициативу и глубокую заинтересованность.

Умственный труд необходимо планировать. Из биографии Отто Юльевича Шмидта известно, что выдающийся ученый и полярник еще в юношеские годы составил программу своей научной деятельности и более того — всей жизни. На склоне лет он пришел к выводу, что вся программа выполнена. Что же помогло ученому реализовать спланированную им самим многолетнюю творческую деятельность? Во-первых, высокая самодисциплина, настойчивость и целеустремленность. Во-вторых, бережливое отношение ко времени, умение ценить его, не расходовать напрасно.

Каждый школьник может спланировать если не всю свою жизнь, то по крайней мере неделю и месяц, четверть и учебный год. Полезно планировать прежде всего свой рабочий день и день отдыха. В таких планах невозможно предусмотреть все, но главные задачи и сроки их выполнения следует наметить конкретно. Не надо планировать то, что заведомо не будет выполнено или является непосильным. Для каждого дня можно заполнять карточку, разделенную на две части. Слева записывается перечень дел, справа — распределение времени. Удобно пользоваться перекидным календарем или календарем-книжкой (еженедельником). Можно придумать собственные формы и схемы планирования своего времени и дел.

Планирование труда и умение реализовать намеченное вырабатывают у человека чувство самодисциплины, внутренней организованности, целеустремленности. При этом укрепляются волевые качества личности, формируются твердый характер, активная жизненная позиция.

Плановая работа немыслима без строгого соблюдения принципа последовательности. Значение этого принципа прекрасно сформулировал академик И.П. Павлов, обращаясь к молодежи, посвятившей себя науке. Он писал: «С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего».

Последовательность в работе, в учебе — это поступательное движение от простого к сложному, от непонятного к понятному, от неизвестного к известному, это умение не отступать от возникших трудностей, не обходить их, а терпеливо и настойчиво преодолевать.

При создании собственной модели дня школьник должен учитывать суммарное число часов продуктивной умственной работы, включая занятия в школе. Вечернее время отводится для отдыха. Если правильно распределять свое время, то всякая нужда в засиживании над учебниками и тетрадями отпадает.

Планировать и организовывать свой труд — это прежде всего планировать, контролировать и учитывать свое время. У каждого школьника есть определенные резервы времени. Одним из них является время проезда в пригородном поезде, автобусе, время ожидания в очереди и т.д. Не всегда в такой обстановке удобно читать, но выполнять некоторые умственные упражнения можно: заучивать иностранные слова, стихотворения, решать несложные задачи, мысленно повторять пройденный материал. Польза от этого двойная: с одной стороны, ускоряется бег времени, а с другой — оно расходуется с определенным коэффициентом полезного действия.

Известно, что многие выдающиеся ученые не теряли даже малые промежутки так называемого бросового времени. Например, Ч.Дарвин экономил не только часы, но и минуты, и когда его спросили, как он сумел достичь больших успехов в науке, он ответил: «Я никогда не считал полчаса незначительным временем».

Конечно, к использованию такого времени, не предназначенного для отдыха, школьник должен быть готов. Это доступно лишь тому, кто умеет работать целеустремленно и ритмично, внутренне организован и собран, кто ясно видит цель своего труда.
(голосов:4)
Похожие статьи:
О развитии мышления, внимания и памятиНаш век характеризуется бурным научно-техническим прогрессом, благодаря которому постепенно стираются грани между физическим и умственным трудом. Любая профессия в современном производстве требует от человека творческого подхода, логического мышления, умения применять приобретенные знания на практике.

Поэтому перед общеобразовательной школой поставлена сложная задача — с помощью семьи подготовить учащихся к самостоятельному труду, научить их мыслить и творить, настойчиво преодолевать трудности, привить детям неугасимое желание приумножить свои знания и умения, где бы им ни пришлось трудиться после окончания школы. Решение ее будет успешным, если с первых классов школьников будут учить не только запоминать программный материал, но и осмысливать его, делать несложные умозаключения, рассуждать.

Психика и поведение младших школьников. Воспитание их в семьеВ жизни семилетнего ребенка, ставшего школьником, происходят серьезные перемены: увеличиваются физические, психические и эмоциональные нагрузки, изменяется режим дня, появляются новые обязанности и заботы. Подавляющее большинство детей в возрасте 7 лет готовы к школе: у них достаточно развиты память, умение управлять своим вниманием, довольно богат словарный запас. Первоклассник способен к элементарным умственным операциям, к пониманию услышанного, может в известных рамках контролировать свои эмоции и поступки.

В школе детей приучают к систематическому труду, самостоятельности, прилежанию и аккуратности. Они учатся пользоваться часами, ориентироваться во времени, ценить его. Уже в младших классах современной школы у детей развивается абстрактное мышление, способность логически рассуждать и внимательно слушать, наблюдать и запоминать, анализировать и делать выводы.

Учеба в школе обусловливает новые социальные связи, прививает детям чувства дружбы и товарищества, ответственности и долга перед коллективом. Жизненный опыт школьника быстро обогащается, поэтому его отношение к действительности становится более реальным и конкретным. В 7—11 лет у детей появляются желание помочь слабым, сочувствие попавшим в беду, стремление завоевать уважение родителей, авторитет среди товарищей и педагогов.

Нужно ли форсировать его обучениеК 3—6 годам у ребенка складывается новая система взаимоотношений с окружающим миром. Он начинает самостоятельно мыслить, анализировать накопленные впечатления, проявляет высочайшую любознательность — становится «почемучкой». Память у детей дошкольного возраста совершенствуется: ребенок не только накапливает конкретные впечатления и обогащает свой опыт, но и логически осмысливает то, что было воспринято с помощью органов чувств. У дошкольника формируется представление о самом себе: ребенок начинает осознавать себя как личность, критически относиться к своим мыслям и поступкам.

Многое в дошкольном возрасте определяется еще чувствами и переживаниями, однако у ребенка уже крепнет способность к самоконтролю, развиваются воля и самодисциплина. Жизнь дошкольника регулируется определенными правилами: он усваивает нормы поведения в семье, в детском коллективе, в общественных местах. Развиваются у ребенка и чувство долга, дружелюбие, внимание к людям, сострадание к ним. При обучении и воспитании детей дошкольного возраста необходимо учитывать возросшие психические и физиологические возможности ребенка, но не переоценивать их.

Агрессивное поведение детей и подростковВ подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют агрессивному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Развитие воображения у детейВоображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Синдром 7 сентябряОпытные учителя знают, что по истечении первой школьной недели учеников в классе становится чуть ли не вполовину меньше. Педиатры дали этому явлению название – Синдром 7 сентября и обоснование: переход от каникулярного образа жизни к суровым школьным будням жестоко бьет по детским организмам. В первые учебные дни они еще держатся в приподнятом и возбужденном состоянии – новые впечатления, встреча с одноклассниками и учителями, - но потом "психика" и "физика" от перенагрузок дают сбой. Особенно страдают первоклассники, ведь с ними это происходит впервые.

Малыш пошел в школу. Это один из важнейших этапов его жизни и взросления. Родители много говорят о собственных проблемах в связи с начавшейся школьной жизнью ребенка, забывая о том, что самые большие трудности выпадают на долю их чада. Главная задачи семьи первоклассника – постараться помочь ему преодолеть стрессы новой жизни, ведь от того, насколько легко и быстро малыш адаптируется в школе, зависит не только его успеваемость, но и здоровье, и даже психологический климат в семье.

Десять "золотых" способов воспитания нравственного опытаВыживание детеныша животного в природе предопределяется рефлексами и инстинктами, выработанными миллионами лет существования вида. Дополнительно помогает и опыт целесообразного поведения, усваиваемый либо от других особей, либо рискованным путем собственных проб и ошибок. Что же касается поведения человеческого детеныша, то оно давно уже определяется не столько природой, сколько искусственной средой обитания человека - культурой, обществом. Знание, как вести себя "по-человечески" , - это огромное море информации. И каждый ребенок, едва-едва покинувший колыбель, непременно оказывается на его берегу. Как усваивает он этот необозримый объем информации? И как помогаем ему в этом мы? Предлагаю десять способов решения этой задачи.

Что нельзя говорить школьникуПо мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы

Этапы жизни ребенка: от доверия до активности«И в кого он такой?», «Откуда в моем ребенке такое, ведь никто не учил его этому?» «Ну и характер!». Типичные реакции всех без исключения родителей, не так ли? Учеными еще в 19 веке было установлено, что лишь 30 % в характере человека можно отнести за счет наследственности и 70 % - за счет социальной среды, то есть обстановки в семье, нашей с вами повседневной реакции на те или иные поступки малыша.

Ребенок, тем более желанный, растущий без братьев и сестер, безусловно является для своих родителей единственным и неповторимым. Естественно, что мать и отец сосредоточивают на нем все свое внимание. Действительно, первое время балуют почти всех малышей, и это хорошо. Забота и нежность нужны детям с самого рождения.

Комментарии к статье О самовоспитании и планировании труда школьника:
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!