Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Как часто Вы посещаете сайт Мамка.ру?
Ежедневно
2-3 раза в неделю
1 раз в неделю
1-2 раза в месяц
еще реже
 

Лучшие статьи
Теги

О развитии мышления, внимания и памяти

О развитии мышления, внимания и памятиНаш век характеризуется бурным научно-техническим прогрессом, благодаря которому постепенно стираются грани между физическим и умственным трудом. Любая профессия в современном производстве требует от человека творческого подхода, логического мышления, умения применять приобретенные знания на практике.

Поэтому перед общеобразовательной школой поставлена сложная задача — с помощью семьи подготовить учащихся к самостоятельному труду, научить их мыслить и творить, настойчиво преодолевать трудности, привить детям неугасимое желание приумножить свои знания и умения, где бы им ни пришлось трудиться после окончания школы. Решение ее будет успешным, если с первых классов школьников будут учить не только запоминать программный материал, но и осмысливать его, делать несложные умозаключения, рассуждать.

В век акселерации для младших школьников становятся посильными такие мыслительные нагрузки, которые ранее для детей этого возраста оказались бы чрезмерными. Некоторые родители выражают сомнение: по плечу ли их ребенку материал, предлагаемый современной школьной программой для младших классов? Видимо, это тревога преувеличенная, особенно в тех семьях, которые устраняются от участия в воспитании культуры умственного труда у школьников. Вероятно, многие родители не готовы к решению подобной задачи, для них мы и приводим краткую информацию по затронутой проблеме.

Ученики начальных классов постепенно учатся логически мыслить, пользуясь такими методами умозаключений, как дедукция и индукция. Например, школьник формулирует какое-либо общее положение или правило, а затем рассказывает о частных моментах, вытекающих из него. Он идет от общего к частному, то есть прибегает к методу дедукции. В другом случае он приводит ряд фактов, сопоставляет их, а затем делает обобщения и заключения, применяя метод индукции. Если индуктивные умозаключения помогают учащимся понимать и находить общие правила и законы, действующие в природе и обществе, то дедуктивный способ рассуждения обогащает представления ребенка о свойствах предметов, признаках явлений на основе знания общих правил и законов. Таким образом младший школьник учится расчленять общее на составные части (анализ) и, наоборот, выяснять отношения, связи между компонентами изучаемого явления или объекта, восстанавливать целое из элементов (синтез). При помощи анализа и синтеза школьника обучают грамоте, музыке.

В возрасте 7—10 лет у учащихся появляются зачатки абстрактного мышления, то есть мысленного отвлечения от конкретных свойств предметов или признаков явлений. Это помогает глубже познавать конкретное, лучше постигать истины.

Родители должны поощрять стремление младших школьников к самостоятельности мышления. Необходимо всячески поддерживать попытки детей сопоставлять свои мысли с чужими, проверять сделанные умозаключения на практике. Хорошо, когда родители осторожно, но методично формируют дисциплинированность ума у сына или дочери, учат их критически относиться к собственным высказываниям и суждениям, но в то же время твердо отстаивать свои мысли, взгляды, убеждения. Важно развивать у младших школьников способность быстро думать и оперативно приходить к правильному заключению. Однако быстрота мышления ничего общего не имеет с торопливостью ума, чаще свойственной ленивым и небрежным детям, которые спешат кое-как преодолеть мыслительное затруднение.

В младшем школьном возрасте закладываются основы целеустремленности мышления. Школьник, который отчетливо представляет конечную цель своих действий, может на долгое время сосредоточиться на предмете размышлений, предельно мобилизовать свои умственные возможности, как правило, успешно справляется с познавательными нагрузками. Разумеется, формирование такого качества ума находится в неразрывном единстве с воспитанием воли и характера, однако здесь ребенок нуждается в помощи и поддержке родителей.

Что могут сделать родители для воспитания культуры мышления у младших школьников? Многое. Они должны использовать (ненавязчиво) всякую возможность приобщения детей к таким видам деятельности, которые требуют активного мышления и творческих усилий. Это игра в шахматы, участие в работе научно-технических кружков, чтение научно-популярной литературы, просмотр соответствующих телевизионных передач, посещение музеев, участие в интересных экскурсиях. Если эти мероприятия осуществляют продуманно, с энергичным участием родителей, то польза от них несомненна.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский призывал родителей и своих коллег приобщать детей к природе не только в целях их эстетического воспитания, но и в интересах развития мыслительной деятельности учащихся, их наблюдательности и внимания.

Велико значение внимания для умственной деятельности: оно позволяет школьнику сосредоточить свои усилия на решении определенного вопроса, дисциплинирует и углубляет процесс мышления. Одни школьники уже в первом классе очень внимательно слушают объяснения учителя или родителей, другие — рассеянны. Рассеянность чаще всего является результатом плохого воспитания детей, их нерадивого, безответственного отношения к своим обязанностям. Рассеянные дети легко отвлекаются на уроках и при выполнении домашних заданий, не могут надолго сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе.

Родители должны помогать ребенку не отвлекаться в ходе работы, овладевать умением контролировать и направлять свое внимание, усилием воли удерживать внимание на необходимом уровне. Следует помнить, что степень концентрации внимания зависит от многих факторов: оно притупляется при утомлении и резко падает при переутомлении, слабеет под влиянием однообразной работы, монотонных упражнений, при действии посторонних раздражителей (уличного шума, разговоров, радио, запахов пищи). Духота также отрицательно сказывается на внимании школьника. Однако и абсолютная тишина, особенно при неинтересной работе, может мешать сосредоточиться, так как развивается дремотное состояние.

Порой рассеянность учащегося связана с его чрезмерным увлечением каким-либо одним занятием. Некоторые дети слабо владеют способностью распределять свое внимание на несколько видов деятельности, не могут легко и быстро переключаться с одного объекта на другой. Иначе говоря, у них слабо развито многоплановое внимание. Например, школьник пишет сочинение. Он должен сосредоточиться на его содержании и одновременно заботиться о грамматической стороне изложения, правильном почерке, аккуратности оформления текста. Увлекшись содержанием сочинения, некоторые учащиеся допускают грамматические ошибки, хотя правила знают хорошо. Их подводит неумение рассредоточить свое внимание.

Родители обязаны создавать своим детям такие условия, чтобы, выполняя домашние задания, они не отвлекались, работали спокойно и внимательно. Доказано, что ребенку легче сосредоточиться в такой обстановке, которая для него удобна и привычна. Школьнику трудно быть собранным, если приходится выполнять домашние задания за кухонным столом или в других неблагоприятных условиях.

Внимание школьника парализуется, когда ему предлагают работу непосильную или бесполезную. Правда, понятие «бесполезная работа» иногда самими учащимися истолковывается неверно. Здесь вновь могут помочь родители, которые должны убедить учащегося в том, что изучаемый материал является обязательным элементом дисциплины или общешкольного образования.

Успех обучения младших школьников, их полноценное психическое развитие во многом определяются памятью, то есть способностью сохранять и воспроизводить все то, что было раньше, — мысли, чувства, действия. В век научно-технического прогресса резко увеличился поток информации, в результате еще более актуальным становится вопрос о совершенствовании памяти учащихся, о рациональном использовании ее для учебы и других видов творческой деятельности школьников.

Запоминание изучаемого в школе материала осуществляется разными путями. Некоторые учащиеся стремятся заучить, например, правило путем многократного повторения его формулировки, не очень вдумываясь в содержание. Такой прием запоминания составляет основу механической памяти, менее продуктивной, чем логическая, когда человек старается прежде всего осмыслить новый материал, проанализировать его, отделить главное от второстепенного и уже на этой основе запомнить суть информации. Логическое запоминание нуждается в повторении материала, но не в стереотипном его воспроизведении, а в творческом усвоении информации (в иных примерах, смысловых схемах).

Словесно-логическая память позволяет учащимся запоминать абстрактные понятия, закономерности развития природы и общества. Именно благодаря этому виду памяти человек может сохранить знания на всю жизнь, превратить их в свои убеждения, а убеждения — в поступки и действия.

Вот некоторые советы, которые могут помочь школьнику улучшить память: чтобы учащийся хорошо запомнил материал, он должен активно отнестись к процессу заучивания, предельно сконцентрировать свое внимание. Лучше один раз внимательно прочесть текст, чем 3—4 раза читать его рассеянно. В состоянии утомления школьнику трудно сосредоточиться, поэтому усваивать особенно сложный материал лучше в утренние или дневные часы; при активной работе над текстом полезно пользоваться следующими приемами запоминания. Прежде всего надо больше опираться на логическую память. Нужно найти определенные смысловые «зарубки»: мысленно расчленить текст на фрагменты, выделить в них основные положения, выяснить смысловую последовательность и логическую связь между узловыми вопросами; результаты предварительного обдумывания текста полезно зафиксировать в виде плана или схемы, отражающих содержание и логические связи в запоминаемом материале; продуктивность памяти школьника находится в прямой зависимости от его способности контролировать себя как в ходе заучивания, так и в процессе воспроизведения материала. Путем самопроверки учащийся может уточнить, насколько прочно он заучил те или иные правила, положения, обобщения; школьник должен знать особенности своей памяти и ее возможности. Одни дети лучше запоминают материал, если читают про себя, другие — когда читают вслух, третьи — если производят во время чтения записи. Опираясь на более сильные стороны своей памяти, полезно развивать и слабые ее стороны; запоминание информации значительно улучшается, если приобретенные знания используются на практике, находят применение в жизни. Доказано также, что особенно прочно запоминается то, что воспринималось в условиях ярких переживаний, сопровождалось сильными положительными и отрицательными эмоциями. Следовательно, интересом школьника к изучаемому материалу, его настроением во время работы обусловливается продуктивность памяти; важным условием прочного запоминания является повторение. Забывание усвоенного материала происходит особенно быстро в первое время, поэтому начинать повторять его нужно как можно раньше.

Однако эффективность повторений не повышается, если они осуществляются часто, через малые промежутки времени. Наиболее рациональна такая методика повторений, когда они следуют друг за другом с умеренными по длительности интервалами. Повторять материал школьник может мысленно или вслух, это зависит от индивидуальных особенностей. При повторении детям полезно пользоваться самоконтролем: сверять по тексту точность усвоения информации; если ошибок нет, можно закончить повторение, если есть — продолжить работу.

В тех случаях, когда необходимо запомнить обширную информацию, учащимся полезно повторять не весь материал одновременно, а отдельные его фрагменты.
(голосов:1)
Похожие статьи:
О самовоспитании и планировании труда школьникаШкольный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни.

В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования. Если школьник, ориентируясь на образ жизни родителей, ставит перед собой задачу много работать над собой, чтобы в будущем сделать «блестящую карьеру», из него не получится человека по-настоящему воспитанного и образованного.

К сожалению, есть такие учащиеся, для которых главное — отличная учеба, стремление во чтобы то ни стало получить хороший аттестат зрелости, любой ценой поступить в вуз. Такие «отличники» живут обычно только собственными интересами, равнодушны к нуждам других, не участвуют в жизни школьного коллектива, не считаются с товарищами. Педагоги выделяют и такой «вариант» школьников (к счастью, нечасто встречающийся), для которых стимулом к усиленной работе над собой является желание выделиться, постоянно находиться в центре внимания. Эти учащиеся много и бессистемно читают, слушают радио, смотрят телевизионные передачи на общественно-политические темы, охотно вступают в диспуты, участвуют в других мероприятиях, стремясь при этом блеснуть своей эрудицией, продемонстрировать осведомленность.

Психика и поведение младших школьников. Воспитание их в семьеВ жизни семилетнего ребенка, ставшего школьником, происходят серьезные перемены: увеличиваются физические, психические и эмоциональные нагрузки, изменяется режим дня, появляются новые обязанности и заботы. Подавляющее большинство детей в возрасте 7 лет готовы к школе: у них достаточно развиты память, умение управлять своим вниманием, довольно богат словарный запас. Первоклассник способен к элементарным умственным операциям, к пониманию услышанного, может в известных рамках контролировать свои эмоции и поступки.

В школе детей приучают к систематическому труду, самостоятельности, прилежанию и аккуратности. Они учатся пользоваться часами, ориентироваться во времени, ценить его. Уже в младших классах современной школы у детей развивается абстрактное мышление, способность логически рассуждать и внимательно слушать, наблюдать и запоминать, анализировать и делать выводы.

Учеба в школе обусловливает новые социальные связи, прививает детям чувства дружбы и товарищества, ответственности и долга перед коллективом. Жизненный опыт школьника быстро обогащается, поэтому его отношение к действительности становится более реальным и конкретным. В 7—11 лет у детей появляются желание помочь слабым, сочувствие попавшим в беду, стремление завоевать уважение родителей, авторитет среди товарищей и педагогов.

Нужно ли форсировать его обучениеК 3—6 годам у ребенка складывается новая система взаимоотношений с окружающим миром. Он начинает самостоятельно мыслить, анализировать накопленные впечатления, проявляет высочайшую любознательность — становится «почемучкой». Память у детей дошкольного возраста совершенствуется: ребенок не только накапливает конкретные впечатления и обогащает свой опыт, но и логически осмысливает то, что было воспринято с помощью органов чувств. У дошкольника формируется представление о самом себе: ребенок начинает осознавать себя как личность, критически относиться к своим мыслям и поступкам.

Многое в дошкольном возрасте определяется еще чувствами и переживаниями, однако у ребенка уже крепнет способность к самоконтролю, развиваются воля и самодисциплина. Жизнь дошкольника регулируется определенными правилами: он усваивает нормы поведения в семье, в детском коллективе, в общественных местах. Развиваются у ребенка и чувство долга, дружелюбие, внимание к людям, сострадание к ним. При обучении и воспитании детей дошкольного возраста необходимо учитывать возросшие психические и физиологические возможности ребенка, но не переоценивать их.

Особенности психики и поведенияНа втором году жизни ребенок уверенно ходит и бегает, у него резко расширяются контакты с внешним миром, все окружающее вызывает в нем интерес и любопытство. Состояние двигательной активности превращается в естественную потребность. При этом значительно обогащаются эмоции малыша, увеличиваются его познания.

Возросшая активная деятельность находит выход в играх, которые можно широко использовать в воспитательных целях. Именно в ходе игр легче воспитывать в детях чувство долга и коллективизма, этические и эстетические качества, прививать им трудовые и гигиенические навыки, умение преодолевать трудности. Игры благоприятствуют развитию способности свободно ориентироваться в окружающей обстановке, принимать самостоятельные решения при неожиданных (но не сложных) ситуациях, развивают находчивость, смелость, ловкость, быстроту реакции. Движения помогают ребенку познавать внешний мир, вызывают потребность в общении с людьми. Этому способствует развитие детской речи.

Развитие воображения у детейВоображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Психологические особенности детей 2-3 лет До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения?Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности.
Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве.
Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи.
В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д.

Шесть способов уйти от стресса в школеУспехи в учебе зависят от учителя. Отчасти это правда. Учителя многое определяют в жизни детей. Они могут быть слишком либеральны с учениками или слишком строги, опекающе заботливы или деловито отстраненны, дотошны в деталях и... В общем, редко случается, чтобы учитель целиком соответствовал нашим представлениям о хорошем педагоге. Но один человек не определяет судьбу ученика, его жизненный успех или неудачу. Да и школа – при всем ее значении – не главное место в жизни ребенка.

Готовимся к школе. Первый раз в первый классДаже школьникам со стажем бывает трудно адаптироваться после лета. А если ваш ребенок первоклассник, то ему будет еще сложнее...
Поэтому при подготовке ребенка к школе нужно не только делать упор на развитие навыков чтения, письма и счета, но и не забывать о психологической стороне вопроса (развивать память, внимание, воображение, логическое мышление и т.д.).

Запах роз стимулирует памятьАромат роз может благоприятно влиять на усвоение запоминание пройденной информации. Ученые опубликовали отчет об опытах с запахами и памятью. Оказывается, аромат роз может существенно влиять на способность мозга упорядочивать пройденный урок и откладывать его в «отсеки» долговременной памяти.

Комментарии к статье О развитии мышления, внимания и памяти:
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!