Сделать стартовой Добавить в избранное
block
Логин:  
Пароль:
Главная Юзербары Линейки Аватары Форум Игры для детей Раскраски Архив статей Статистика
Навигация по сайту
Голосование
Как часто Вы посещаете сайт Мамка.ру?
Ежедневно
2-3 раза в неделю
1 раз в неделю
1-2 раза в месяц
еще реже
 

Лучшие статьи
Теги

Нужно ли форсировать его обучение

11.03.09 | 7087 | крис | Категория: Ребенок от 3 до 7 лет |

Нужно ли форсировать его обучениеК 3—6 годам у ребенка складывается новая система взаимоотношений с окружающим миром. Он начинает самостоятельно мыслить, анализировать накопленные впечатления, проявляет высочайшую любознательность — становится «почемучкой». Память у детей дошкольного возраста совершенствуется: ребенок не только накапливает конкретные впечатления и обогащает свой опыт, но и логически осмысливает то, что было воспринято с помощью органов чувств. У дошкольника формируется представление о самом себе: ребенок начинает осознавать себя как личность, критически относиться к своим мыслям и поступкам.

Многое в дошкольном возрасте определяется еще чувствами и переживаниями, однако у ребенка уже крепнет способность к самоконтролю, развиваются воля и самодисциплина. Жизнь дошкольника регулируется определенными правилами: он усваивает нормы поведения в семье, в детском коллективе, в общественных местах. Развиваются у ребенка и чувство долга, дружелюбие, внимание к людям, сострадание к ним. При обучении и воспитании детей дошкольного возраста необходимо учитывать возросшие психические и физиологические возможности ребенка, но не переоценивать их.

В 60—70-е годы на страницах газет и журналов довольно остро обсуждался вопрос о методах обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в связи с акселерацией и научно-техническим прогрессом. Благодаря печати и телевидению стал известен домашний эксперимент по воспитанию семерых детей в семье инженера Б.П. Никитина. С помощью собственной методики Никитины добились того, что их дети уже в 3 года научились читать, в 5 лет — считать до миллиона, решать алгебраические задачи, изучили таблицу Менделеева, иностранный язык.

Эксперимент Никитиных вызвал немало дискуссий: одни одобряли его, другие — порицали. К последним относились крупные ученые-медики Г.Н. Сперанский, И.А. Аршавский, педагог Н.М. Аксарина и другие. Они считают, что нельзя переоценивать психические и физиологические возможности ребенка в первые годы жизни. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский писал: «... Для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные, сроки. Отход от них вверх и вниз, то есть слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказывается с точки зрения развития вредным и неблагоприятно отражающимся на ход умственного развития ребенка».

Некоторые родители и педагоги, ссылаясь на темпы XX века, торопятся научить детей 3—4 лет читать и писать. Нужно ли так поступать? Конечно, нет. У ребенка еще слишком скромен жизненный опыт, и для него процесс чтения носит больше механический характер. Кроме того, малыш не может еще понять и почувствовать все богатство, всю прелесть печатного слова. Стремление преждевременно сделать ребенка грамотным и вообще «знающим» педагоги A.M. Фонарев и Ф.А. Сохин назвали искусственной акселерацией.

Организм ребенка развивается по определенным законам, один возрастной период сменяется другим. Жан-Жак Руссо го-ворил:«Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться ...».

В своей книге «Как любить детей» известный польский педагог Януш Корчак писал: «Надо только исключить «ненатуральных» детей, бессмысленно твердящих заученные или перенятые у взрослых фразы. Ребенок не может думать «как большой», но может по-своему, по-детски вникать в серьезные проблемы взрослых; недостаток знаний и опыта заставляют его мыслить иначе».

Эмоции, недоступные для осмысления, так же неуместны, как и знания, которые не могут быть усвоены ребенком с полным пониманием их значения.

Итак, что же может дошкольник?

Дети в возрасте 5—6 лет уже способны постигать элементы математики: овладевать счетом, производить сложение и вычитание в пределах 100, решать простые задачи, находить заданную часть или несколько частей от целого, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Они могут различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, шар, куб, цилиндр и пр. Развитию мыслительных способностей дошкольника благоприятствует использование таких наглядных средств, которые тесно связаны с жизнью семьи, встречаются в природе и вообще сопряжены с реальной действительностью.

Л.С.Выготский. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — Семья и школа, 1969, № 12, с. 15. Ж.-Ж. Руссо. Эмиль, или о воспитании. Изд. 2. М., 1911, с. 91. Я. Корчак. Как любить детей. М., 1968, с. 62.

В дошкольном возрасте бурно развивается речь ребенка. Дети даже сами придумывают слова. У них обогащается запас слов, формируется связная эмоционально окрашенная речь, становится более разнообразной гамма интонаций. Ребята довольно свободно выражают свои мысли и чувства, охотно читают стихи, с живым интересом воспринимают поэтические образы.

Следует всячески поощрять желание ребенка высказываться, преднамеренно создавать обстановку, способствующую развитию и совершенствованию разговорной речи малыша. Постепенно формируется и внутренняя речь. Это обусловливается различными ситуациями, вынуждающими ребенка внутренне сомневаться, соглашаться, отрицать или утверждать.

Развитие речи создает условия для более активного включения ребенка в практическую деятельность семьи, коллектива. Получив поручение от взрослого, дети могут составить в уме план предстоящего действия и мысленно видеть примерный итог.

Важным этапом в психическом развитии дошкольников является приобретение ими навыков ориентировки в пространстве и времени. Сначала формируются понятия «быстро», «немедленно, «постепенно», «долго». Дети различают время суток, а к 6—7 годам могут определять время по часам.

Когда же можно приступать к обучению детей грамоте? Профессор Н.М. Аксарина считала, что до 5 лет не следует учить детей читать, ибо этот процесс еще не носит полностью осмысленного характера. При усвоении азбуки ребенок должен с самого начала правильно произносить звуки. То же следует сказать и в отношении процесса обучения чтению: очень важно соблюдение определенных педагогических правил. Дети могут научиться и читать, и считать, и рассказывать, но будут до-пускать ошибки. Нужно не просто учить детей, а учить их правильно. Полезные советы по этим вопросам родители могут получить у педагога.

Если у кого-либо из членов семьи отмечаются дефекты речи (заикание, шепелявость), ему не следует принимать участие в обучении детей чтению. Формирование грамматической структуры детской речи также во многом зависит от культуры речи родителей.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский обучение детей грамоте старался превратить в радостный процесс, который оставил бы в жизни человека яркий, глубокий след. Многие занятия с детьми еще до поступления их в школу он проводил на лоне природы, в тесном общении с ее впечатляющей красотой.

Процесс обучения чтению и счету с элементами занимательности приносит ребенку удовольствие. Однако не исключено обратное: у него может выработаться отрицательное отношение к этому занятию, если родители прибегают к окрику и наказанию, торопят детей, проявляют раздражительность.

Следует помнить, что у детей флегматичных (с замедленными действиями, речью, мышлением) обучение идет медленнее, чем у их сверстников с подвижными нервными процессами. Научившись читать, такие дети делают это неторопливо и спокойно. Ребята возбудимые и непоседливые, хотя быстро овладевают процессом чтения и счета, но проявляют поспешность, чаще ошибаются.

Неоправданным является стремление многих родителей учить дошкольников письму. В школе применяется специальная методика, помогающая ребенку выработать правильный, красивый почерк. Если же неправильный почерк сформировался у ребят до поступления в школу, то исправить его бывает довольно трудно, а порой это сопряжено со слезами и другими неприятностями.

В возрасте 3—6 лет у детей обычно проявляются способности к художественному творчеству: рисованию, лепке, музыкальным и вокальным занятиям, танцам. В семье и детском коллективе имеются неисчерпаемые возможности для эстетического воспитания дошкольников и развития их природных дарований. Духовному обогащению и физическому развитию детей способствуют прогулки и экскурсии со взрослыми, однако недопустимо, чтобы дети перевозбуждались и перенапрягались. Особенно благоприятное влияние на эстетическое развитие дошкольников оказывает общение с природой.

В школьном возрасте дети должны получать полезные трудовые навыки: помогать родителям в уборке помещения, в наведении порядка в нем, пользоваться простейшими инструментами (молотком, ножницами и др.). По характеру и содержанию труд ребенка должен соответствовать возрастным возможностям. Его необходимо организовывать и контролировать. Недопустимо привлекать детей к перенесению тяжестей, к выполнению таких процессов, в ходе которых ребенок может получить травму.
(голосов:5)
Похожие статьи:
О развитии мышления, внимания и памятиНаш век характеризуется бурным научно-техническим прогрессом, благодаря которому постепенно стираются грани между физическим и умственным трудом. Любая профессия в современном производстве требует от человека творческого подхода, логического мышления, умения применять приобретенные знания на практике.

Поэтому перед общеобразовательной школой поставлена сложная задача — с помощью семьи подготовить учащихся к самостоятельному труду, научить их мыслить и творить, настойчиво преодолевать трудности, привить детям неугасимое желание приумножить свои знания и умения, где бы им ни пришлось трудиться после окончания школы. Решение ее будет успешным, если с первых классов школьников будут учить не только запоминать программный материал, но и осмысливать его, делать несложные умозаключения, рассуждать.

Психика и поведение младших школьников. Воспитание их в семьеВ жизни семилетнего ребенка, ставшего школьником, происходят серьезные перемены: увеличиваются физические, психические и эмоциональные нагрузки, изменяется режим дня, появляются новые обязанности и заботы. Подавляющее большинство детей в возрасте 7 лет готовы к школе: у них достаточно развиты память, умение управлять своим вниманием, довольно богат словарный запас. Первоклассник способен к элементарным умственным операциям, к пониманию услышанного, может в известных рамках контролировать свои эмоции и поступки.

В школе детей приучают к систематическому труду, самостоятельности, прилежанию и аккуратности. Они учатся пользоваться часами, ориентироваться во времени, ценить его. Уже в младших классах современной школы у детей развивается абстрактное мышление, способность логически рассуждать и внимательно слушать, наблюдать и запоминать, анализировать и делать выводы.

Учеба в школе обусловливает новые социальные связи, прививает детям чувства дружбы и товарищества, ответственности и долга перед коллективом. Жизненный опыт школьника быстро обогащается, поэтому его отношение к действительности становится более реальным и конкретным. В 7—11 лет у детей появляются желание помочь слабым, сочувствие попавшим в беду, стремление завоевать уважение родителей, авторитет среди товарищей и педагогов.

Как сохранить психическое здоровье дошкольникаПсихика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных реакций и даже нервных расстройств.

Родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей малыша 3—6 лет и не допускать действия тех раздражителей, которые слишком сильны для ребенка и могут вызвать срыв высшей нервной деятельности, привести к развитию нервного заболевания.

Опасность развития невроза у дошкольников таится в столкновении возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Суть его заключается в следующем. Многие воспитательные воздействия направлены на то, чтобы вырабатывать у малыша сдержанность, умение «затормозить» свои желания, но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он страстно стремится познать окружающий мир, проявить самостоятельность, и нередко эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет: «нельзя», «не делай этого», «не разговаривай», «не ерзай» и т. д. Постоянный запреты обусловливают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т.п. Если такие перегрузки и «сшибки» повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.

Особенности психики и поведенияНа втором году жизни ребенок уверенно ходит и бегает, у него резко расширяются контакты с внешним миром, все окружающее вызывает в нем интерес и любопытство. Состояние двигательной активности превращается в естественную потребность. При этом значительно обогащаются эмоции малыша, увеличиваются его познания.

Возросшая активная деятельность находит выход в играх, которые можно широко использовать в воспитательных целях. Именно в ходе игр легче воспитывать в детях чувство долга и коллективизма, этические и эстетические качества, прививать им трудовые и гигиенические навыки, умение преодолевать трудности. Игры благоприятствуют развитию способности свободно ориентироваться в окружающей обстановке, принимать самостоятельные решения при неожиданных (но не сложных) ситуациях, развивают находчивость, смелость, ловкость, быстроту реакции. Движения помогают ребенку познавать внешний мир, вызывают потребность в общении с людьми. Этому способствует развитие детской речи.

Развитие воображения у детейВоображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Психологические особенности детей 2-3 лет До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Дислексия: важно заметить вовремяВосьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст. Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. «В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, — говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. — Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей».

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Почему малыш не говорит? Аллалия. Основные причины задержки появления речи у ребенкаСуществует несколько основных причин задержки появления речи у ребенка. При темповой задержке речевого развития у малыша сдвигаются только сроки появления речи. Начав говорить, ребенок быстро догонит своих сверстников. Очень часто такие дети быстрее своих сверстников осваивают ходьбу, и, несмотря на отсутствие речи, они смышленые и любознательные. Задержка речевого развития может быть, если...

Что надо знать будущему первоклассникуПервый год учебы имеет огромное значение в жизни ребенка. Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе.

Ваш малыш от 0 до годаРебенок рождается и живет в мире человеческих предметов и отношении. В них зафиксирован опыт общественной практики, и развитие малыша есть процесс овладения этим опытом.

Комментарии к статье Нужно ли форсировать его обучение:
акулина Пользователи
 Комментирует: акулина  | 4 августа 2011 17:14 | Статус: Пользователь offline
у нас тоже возникли проблемы с поведением в 5 лет. дочь вообще не хотела ничего слушать и понимать. врач сказал, что может быть у нее не хватает лецитина и выписал БАД лецитинку. мы ее подавали и правда, она стала более усидчивая, внимательная, и лучше нас понимала.
Реклама
Грудное вскармливаниеВсе статьи
Лактазная недостаточность
Все элементы, необходимые малышу, содержатся в грудном молоке: это и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины. Однако далеко не
Всё о грудном вскармливании
На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов независимо от расовой и
Рекомендации по грудному вскармливанию
Наверное, у всех женщин в период начала кормления ребенка грудью возникают сомнения в достаточном количестве молока. Не стоит думать и переживать по
Питание кормящей матери
Среди устойчивых мифов по поводу грудного вскармливания, наиболее часто повторяющимся является миф о специальной диете кормящей матери. Многие
Лактационные кризисы
В многочисленных изданиях, посвященных вопросам грудного вскармливания, встречается такое понятие, как лактационный криз. Кто-то из кормящих мам,
Детское питаниеВсе статьи
«Хватательная» еда
Как только ребенок научится хорошо управлять своими пальчиками и будет проявлять стремление к самостоятельности за столом, развитию навыков кусания,
Шоколад
Шоколад – продукт, пользующийся заслуженной любовью как детей, так и многих взрослых. Пришедший к нам примерно 500 лет назад с земли древних индейцев
Введение прикорма
Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребенка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится
Питание ребенка (от года до трёх лет)
После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В
Сокотерапия
Осень - самое время пить свежеотжатые соки. Но так ли они полезны, как мы считаем? О малоизвестной стороне увлечения фрешами, рассказывает


При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 Mamka.ru All Rights Reserved.


Rambler's Top100           Яндекс цитирования   WWWomen.ru WWWomen online!